Популяризация результатов исследований и разработок

Задачи, реализуемые при популяризации научных результатов
Основные каналы популяризации научных результатов
Барьеры и способы их преодоления

В условиях роста значимости науки и технологий в жизни общества повышается важность имиджа научной организации, деятельность которой может быть далеко не всегда понятна широким слоям населения. Формирование публичного образа организации зависит во многом от того насколько открыта ее деятельность и результаты исследований для общества. Однако этот аспект работы организации зачастую игнорируется ее сотрудниками и руководством, что негативно сказывается на восприятии организации населением, что, в конечном итоге, может негативно сказаться на ее развитии и стабильности в целом. Потому отдельным направлением деятельности организаций, работающих в сфере исследований и разработок, становится популяризация результатов собственных исследований. 

Задачи, реализуемые при популяризации научных результатов

  • Повышение эффективности коммерциализации научных продуктов, ориентированных на широкую аудиторию.
  • Повышение информированности населения о социально значимых научно-технических проблемах и вопросах.
  • Повышение уровня престижа научной деятельности среди населения в целом.
  • Формирование доверия населения к науке для снижения рисков функционирования научных институтов как публичных организаций.

В первую очередь показать, что мы не зря “хлеб едим”, т.е. мы понимаем, что мы получаем бюджетные средства, налогоплательщик должен знать, на что тратятся бюджетные средства. Во-вторых, распространение новых знаний для нахождения себе новых контрагентов, заказчиков и, кстати, их очень много появляется.

Институт химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН

Для научно-образовательных организаций важна популяризация своей работы, поскольку это способно оказать влияние сразу на несколько ключевых аспектов её функционирования: 

  • привлечение абитуриентов для обучения в организации,
  • повышение позиции в университетских рейтингах,
  • интеграция университета в жизнь города.

За академическую репутацию дают [в рейтингах университетов] 60%. Соответственно, мы можем из кожи вылезти, мы можем большие объемы привлечь работать. Но если мы не будем пиариться и рассказывать о своих разработках, то будет очень сложно, и никогда мы не бедуем, мировой рейтинг нас не узнает.

Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева

Наверх

Основные каналы популяризации научных результатов

  • Собственные СМИ

Одним из основных направлений популяризации полученных научных результатов является развитие собственных СМИ организации. Важность этого направления только растет, так как использование онлайн-технологий позволяет охватить более широкую аудиторию по сравнению с традиционными формами СМИ – научными газетами и журналами. Штатные специалисты в области PR могут заниматься собственными медиа-ресурсами организации (например, веб-сайтом), а также обеспечивать присутствие научной организации в популярных социальных сетях и на медиа-платформах (например, большой популярностью пользуется Instagram-канал NASA, имеющий почти 25 млн. подписчиков). В то же время пресс-служба может работать и в более традиционном формате, выпуская пресс-релизы. Поэтому в штате PR-службы должны быть сотрудники, способные грамотно изложить результаты научных исследований, не слишком упрощая их, но при этом делая доступными для пониманий широкой аудитории. 

  • Персональные блоги

В организации процесса популяризации научных результатов путём развития собственных СМИ стоит отметить «микроуровень», на котором – сами ученые могут на постоянной основе вести свои собственные социальные сети и блоги (например, Live Journal, Word Press, Joomla!). Данный способ построения коммуникации способен охватить широкий круг интересующихся наукой людей, не требуя при этом серьезных вложений в инфраструктуру научной организации. Важным преимуществом такого способа популяризации является наличие широких кадровых ресурсов в лице ученых – организации не нужно тратить значительные ресурсы на наём новых сотрудников. Отдельно следует упомянуть о набирающих все большую популярность образовательных онлайн-курсах, которые организуются различными университетами по всему миру. Хоть данные инициативы и не связаны напрямую с популяризацией результатов исследований организации, но представляют собой авторские разработки сотрудников организации и, по сути, выполняют схожие функции: привлекают внимание потенциальных абитуриентов, способствуют росту узнаваемости организации в академическом сообществе. На одной из самых популярных онлайн-образовательных платформ Coursera представлены курсы таких крупных вузов, как Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики», Санкт-Петербургский государственный университет, Московский физико-технический институт.

Каждый обитатель Университета Иннополис является представителем молодого ИТ-бренда. Идея включить профессоров, сотрудников и студентов в коммуникационный процесс лежала на поверхности, а реализация не заставила себя долго ждать. Деятельность вуза и результаты сами по себе приковывают внимание СМИ. За 2015 год было сделано 2239 публикаций об Университете Иннополис.

Университет Иннополис

  • Внешние СМИ

Основным структурным подразделением научной организации, ответственным за популяризацию результатов её деятельности, выступает PR-служба организации. Одной из функций этой структуры является взаимодействие с профессиональными журналистами и осуществление посредничества между ними и сотрудниками научной организации. Пресс-служба формирует наиболее подходящую коммуникационную стратегию с точки зрения её релевантности предмету популяризации: это могут быть как крупные пресс-конференции в случае представления результатов значительных исследований, так и приглашение журналистов и блогеров для создания отдельных публикаций о текущих научных проектах и работах отдельных научных сотрудников или коллективов. Также пресс-служба способствует налаживанию диалога между учеными и журналистами для более корректного представления в СМИ результатов научных исследований – ученым необходимо объяснить специфику формата изложения научной информации в СМИ, эффективные способы научно-популярного формата подачи информации. 

Действующая практика — Организация работы пресс-службы

Самое главное, что пресс-служба может помочь вам в том случае, если общение с прессой не задалось. Например, вы увидели, что ваш комментарий в результате работы журналиста претерпел такие значительные изменения, что от ваших слов практически ничего не осталось. Или процентные пункты, приведенные в вашем исследовании, с легкой руки журналиста превратились в проценты (и журналист не понимает, в чем, собственно, заключаются ваши претензии). В этом случае совсем не обязательно самостоятельно звонить журналисту и вести неприятный разговор.

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

  • Публичные мероприятия

Помимо популяризации научной деятельности организации в онлайн-пространстве, можно выделить и направление проведения офлайн-мероприятий, ориентированных не на научное и экспертное сообщество, как в случае конференций и форумов, а на широкую непрофессиональную аудиторию. Особенно актуальным это является для организаций, занимающих важное место в жизни городов, например, крупных университетов, которые обладают ресурсами для проведения масштабных научно-популярных мероприятий. Подобные мероприятия способствуют повышению имиджа университета не только как значимой научной организации, но и как части повседневной жизни горожан, что способствует привлечению абитуриентов. 


Действующая практика

Под одним Владивостоком на сегодняшний день 200 тысяч дач. Наша руководитель группы селекции цветов, начиная с декабря выступала на занятии с садоводами Владивостока. Как только к нам приходит предложение о такой программе, мы начинаем ездить каждую субботу, читаем лекции по очереди.

Приморская овощная опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства

Действующая практика — Проведение масштабных публичных мероприятий

В рамках Дня Вышки, ежегодно проводимого Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики" в городском парке, фактически совмещается день открытых дверей для абитуриентов и их родителей и научно-популярное мероприятие для широкого круга интерсующихся наукой. Параллельно с открытыми лекториями, стендами тестирования новых технологий развернута развлекательная программа (концерты, фудкорты, спортивные пллощадки).

Наверх

Барьеры и способы их преодоления

Одной из главных проблем при организации пресс-службы является нехватка ресурсов на ее содержание. Особенно эта проблема актуальна для небольших научных организаций. Однако возможны некоторые пути оптимизации процесса популяризации:

  • Устранение дублирующих друг друга функций. Например, нет необходимости публиковать в собственных СМИ отчет, если его освещают внешние СМИ. Для этого следует чётко определить целевую аудиторию популяризации и наиболее эффективный способ её достижения.
  • Активное использование не традиционных СМИ, а социальных сетей. Вместо более затратного способа популяризации через собственные журналы и газеты, можно сосредоточиться на более активной популяризации деятельности организации через сайт и ее социальные сети.
  • Переход к более тесному сотрудничеству с внешними СМИ. Поскольку в условиях ограниченных ресурсов создание собственных материалов о проводимых в организации исследованиях может быть затруднительно, то становится более актуальным подключение внешних ресурсов по популяризации. 

Общей проблемой для улучшения имиджа организации является поддержание стабильного уровня упоминаний организации во внешних СМИ. Для некоторых научных организаций, в первую очередь небольших, эта проблема стоит более остро, так как научные исследования могут приносить результат спустя значительный срок после их начала. Возможным вариантом действий является информационное сопровождение исследований. Несмотря на то, что научное исследование может быть еще не закончено, сам его процесс или промежуточные результаты могут представлять интерес в качестве публикации. 

В случае вовлечения научных сотрудников в процесс популяризации важно помнить, что сами ученые, как правило, не являются профессиональными блогерами и могут не обладать высоким уровнем навыков коммуникации с широкой аудиторией, а также быть незаинтересованными в такого рода деятельности. Для решения этой проблемы можно: 

  • ввести поощрения сотрудников за популяризацию результатов своих исследований;
  • нанять специалиста по SMM (Social Media Marketing), помогающего исследователям общаться с аудиторией в социальных сетях и вести блоги.

Если проанализировать информационные поводы, в связи с которыми в прессе появляются упоминания исследовательской организации, то можно увидеть, что большая часть таких упоминаний является комментариями представителей организации по тем или иным актуальным для общества и/или СМИ темам. Если брать для примера Высшую школу экономики, то для нас доля комментариев в общем объеме упоминаний университета составляет примерно 60%.

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Наверх