Привлечение зарубежных исследователей

Зачем привлекать зарубежных ученых
Нормативная правовая база
Поиск новых сотрудников
Формы трудоустройства
Финансовые ресурсы для найма зарубежных исследователей
Трудности адаптации зарубежных исследователей
Альтернативы найму зарубежных исследователей

Приоритетный характер привлечения зарубежных ученых в российские научные и образовательные организации высшего образования признан на государственном уровне и поддерживается рядом законодательных мер и программ. Кроме того, численность привлеченных зарубежных специалистов является одним из ключевых показателей интенсивности международной кооперации, регистрируемых в системе федерального мониторинга результативности деятельности научных организаций и учитываемых в разнообразных программах поддержки науки.

Зачем привлекать зарубежных ученых

Он может и уедет, но если он эффективно работал, то лаборатории, которые он возглавлял, люди, которые переняли у него опыт, они останутся. И более того, они будут контактировать с этим товарищем, который будет их натаскивать дальше на международный уровень. Это путь развития.

Национальный исследовательский Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Подавляющее большинство руководителей научных и образовательных организаций, имеющих опыт привлечения зарубежных ученых, отзываются о нем, как о крайне полезном, поскольку подобная практика позволяет:

  • расширять знания и компетенции в выбранных областях исследований и разработок;
  • привносить элементы другой деловой культуры, новые принципы организации работы;
  • создавать и поддерживать международные коллаборации и партнерские отношения с ведущими зарубежными научными организациями и центрами;
  • шире представлять результаты исследований и разработок;
  • стимулировать публикационную активность организации в зарубежных изданиях;
  • расширить возможности участия в международных грантовых программах;
  • (для вузов) укрепить позиции в международных рейтингах (THE World University Rankings и QS World University Rankings);
  • (для вузов) активно привлекать иностранных студентов при одновременном усилении привлекательности вуза для российских абитуриентов.

Наверх

Нормативная правовая база

Для трудоустройства в российские организации иностранные граждане должны получить рабочую визу и, по прибытию на территорию России, встать на миграционный учет в органах ГУВМ МВД РФ. Основным нормативным документом, регулирующим этот процесс, является Федеральный закон N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 (ред. от 07.03.2017). При этом важно учесть ряд обстоятельств, упрощающих визит иностранного специалиста:

  • при приеме иностранного специалиста на должность преподавателя или научного работника работодателю и работнику не требуется запрашивать разрешение;
  • устройство иностранного гражданина на должность преподавателя возможно на основании не только рабочей визы, но и деловой или гуманитарной;
  • для граждан ряда стран (например, входящих в Евразийский экономический союз и некоторых других) действуют упрощенные правила трудоустройства;
  • для сотрудников со статусом высококвалифицированных специалистов (ВКС) также установлен упрощенный порядок въезда, пребывания и трудоустройства в России (основным требованием к претендентам на статус ВКС является размер оплаты труда – для большинства академических организаций минимальный порог оплаты труда ВКС составляет 1 млн руб. в год). 

Наверх

Поиск новых сотрудников

Российские организации практикуют международный рекрутинг посредством:

  • сетей профессиональных контактов (новые сотрудники нанимаются по рекомендациям уже работающих сотрудников);
  • объявлений о вакансиях на сайте организации, а также на порталах академических вакансий;
  • контактов с зарубежными университетами и предложения работы тем, кто заканчивает аспирантуру.

Действующая практика — Активный рекрутинг на аспирантских программах зарубежных университетов

В нашем университете существует управление по работе с персоналом. Они, конечно, используют все доступные методы привлечения лучших специалистов. У нас есть HR-служба, которая занимается иностранными специалистами и выходит на связь с университетами. Дело в том, что в иностранных вузах после защиты диссертации человек должен куда-то в стороннюю организацию идти работать. Они не оставляют у себя защитившихся. Разумеется, мы поддерживаем с ними связь и предлагаем работу. На сегодняшний день у нас около 70 иностранных преподавателей и научных сотрудников из разных регионов земного шара.

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Наверх

Формы трудоустройства

В соответствии с законодательством Российской Федерации в отечественных научных и образовательных организациях высшего образования практикуются различные варианты оформления трудовых отношений с иностранными специалистами:

  • стажировка;
  • наем по договору гражданско-правового характера;
  • наем по срочному трудовому договору.

Действующая практика — Приглашение зарубежных исследователей на стажировку

Когда есть подходящие конкурсы, мы приглашаем на стажировки. Например, РФФИ проводит такие конкурсы для стажировки молодых ученых. Примерно пять человек проходят стажировку в нашей организации по этим конкурсам. И в рамках конкурсов РНФ есть такая возможность у нас – из Америки, Нидерландов, других стран.

Институт теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН 

Наверх

Финансовые ресурсы для найма зарубежных исследователей

Основными препятствиями для найма зарубежных исследователей являются нормативные барьеры (закрытая тематика исследований), бюрократические сложности (в организациях, не нанимающих иностранных сотрудников, это сложности также воспринимаются как запретительные барьеры), и финансовые ограничения.

В последние годы масштабный наем зарубежных исследователей был связан с программами развития университетов (поддержка федеральных и национально-исследовательских университетов, Программа «5-100»). Ряд организаций нанимает зарубежных ученых за счет грантов.

В настоящее время реализуется две крупнейших государственных программы поддержки науки, позволяющих предложить зарубежным ученым конкурентную оплату труда.

  • Проект «Привлечение ведущих ученых в российские образовательные и научные организации » (Программа мегагрантов) реализуется с 2010 г. В конце 2016 г. объявлено о подготовке нового конкурса. Заявки на участие могут подавать как российские, так и зарубежные ученые.
  • Гранты Российского Научного Фонда (РНФ). Как правило, в конкурсах РНФ иностранные граждане могут участвовать наравне с российскими. От заявителей не требуется, чтобы они были трудоустроены в российской организации на момент подачи заявки (трудоустройство возможно после того, как заявка объявлена поддержанной).

Действующая практика — Ступенчатая система трудоустройства

Человек приезжает, неделю работает, мы ему оплачиваем проезд, проживание и зарплату какую-то. Это одна схема. Вторая схема – это когда связи уже настолько устоявшиеся, что мы для таких наших партнеров давних предоставляем возможность работать у нас на кафедрах. Они работают в качестве научно-педагогических работников или профессорско-преподавательских работников, ведут занятия – в дистанционном формате, в консультационном формате, в лекционном формате –уже в качестве штатных сотрудников.

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Руководитель проекта может на момент подачи заявки не являться работником организации, но, в случае победы в конкурсе, должен заключить с ней трудовой договор. В случае, если руководитель проекта не является гражданином Российской Федерации, организацией должны быть выполнены все процедуры, предусмотренные законодательством Российской Федерации при трудоустройстве иностранных граждан.

Документация к конкурсу РНФ в рамках Президентской программы исследовательских проектов

Кроме программ государственной поддержки, финансовые возможности найма иностранных специалистов предоставляют:
  • зарубежные грантовые программы (зарубежные исследователи могут получать финансирование на работу в российских организациях в рамках американской The Fulbright Program, европейской программы Marie Skłodowska-Curie Actions, и др.);
  • частные спонсоры, поддерживающие корпоративные и именные профессуры.

Помимо поиска внешних источников, ряд организаций выстраивает внутренние финансовые механизмы, позволяющие привлекать иностранных сотрудников, включая:
  • формирование собственных фондов, в т.ч. фонда целевого капитала (эндаумента) – они позволяют свободно распоряжаться ресурсами и проявлять большую гибкость при найме иностранных сотрудников, чем в случае найма по гранту и других форм внешнего финансирования;
  • систему пилотных грантов (так называемых seed-грантов).

Действующая практика — Пилотные гранты

У нас есть система открытых лабораторий, когда мы можем предложить ученому (западному или российскому из другого региона) некие пилотные деньги на то, чтобы он основал здесь свою лабораторию и оставил здесь свою тематику, используя нашу инфраструктуру, компетенцию наших студентов. И дальше, грубо говоря, чтобы он сумел под университет выиграть проектные деньги. Это тоже в определенном смысле система найма. Таким образом мы выиграли несколько достаточно серьезных проектов и с зарубежными людьми, и с нашими.

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского 

Действующая практика — Корпоративные и именные профессуры

В Европейском Университете в Санкт-Петербурге действуют профессура MДМ по финансовой эконометрике, профессура ВР по исследованию миграции, профессура JTI по экономике, профессура Novartis по социологии общественного здоровья и гендеру, и др.

В Российской экономической школе действуют профессура экономики имени Банковской группы «Альфа-Банк», профессура финансов имени компании "Металлоинвест", профессура экономики имени ГК "Ренова", и др.

Наверх

Трудности адаптации зарубежных исследователей

В ряде российских научных и образовательных организаций высшего образования прикладываются усилия не только по обеспечению иностранным специалистам конкурентной зарплаты, но и созданию благоприятной среды.

Проблемы социально-бытового характера иностранных сотрудников связаны с

  • поиском жилья;
  • медицинским страхованием и обслуживанием (работника и членов семьи);
  • безопасностью;
  • ограничениями банковского обслуживания;
  • образованием детей и трудоустройством членов семьи.

Действующая практика — Служебное жилье для иностранных сотрудников

В настоящее время в университете работают 38 иностранных исследователей из Китая, Германии, США, Индии, Италии, Греции, Испании. И кроме этого мы еще привлекаем активно в наш университет граждан России, которые защитили свои диссертации за границей и получили там степень иностранную PhD. ... мы предоставляем им жилье, квартиры, в том числе в общежитиях, служебные квартиры. И конечно же они с удовольствием идут работать.

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева


У нас даже коттеджи ректор хочет построить. Сейчас есть программа, будет построено насколько коттеджей, которые будут предоставляться в распоряжении тех ученных, которые к нам приезжают на длительный срок.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Кроме проблем социально-бытового характера, иностранные исследователи отмечают следующие проблемы, затрудняющие адаптацию к работе в России.

  • Языковой барьер

Нанимающие организации выбирают ту или иную комбинацию способов информирования иностранных сотрудников о важных событиях и регламентах.
Помимо развития англоязычной версии корпоративного сайта, в некоторых организациях принято дублирование почтовых рассылок – на русском и английском языке.

Иногда ответственность за информирование иностранных сотрудников возлагается на работников, оказывающих административную поддержку.

  • Бюрократические барьеры

Зачастую иностранные сотрудники оказываются не готовы к бюрократическим сложностям, связанным с работой в российских учреждениях, в первую очередь, государственных. 
Организация может взять на себя максимально возможную часть бюрократической нагрузки. В некоторых организациях учреждены должности и даже созданы отделы для оказания административной поддержки иностранным сотрудникам.

  • Особенности деловой культуры

Международные сотрудники вузов отмечают, что в российских учреждениях недостаточно развито долгосрочное планирование, что требования к работе зачастую не сформулированы с самого начала, что не все сотрудники административных подразделений ведут себя корректно и отзывчиво.

Действующая практика - Инфраструктура поддержки иностранных сотрудников

В Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) функционирует Дирекция по интернационализации, курирующая отделы, оказывающие поддержку иностранным специалистам. В сферу ответственности отделов входит решение трудовых вопросов, организация информирования, а также социально-бытового сопровождения иностранных сотрудников (и членов их семей).
Англоязычная версия сайта НИУ ВШЭ включает и разделы "бытового" характера. Даны рекомендации, связанные с решением бытовых вопросов, советы по безопасности. Например, указаны адреса и описания ближайших к вузу кафе, аптек, банков, продуктовых магазинов. Для потенциальных сотрудников на сайте описаны не только варианты трудоустройства в вуз, но приведена ориентировочная стоимость жизни в Москве, включая аренду жилья, расходы на питание, транспорт, культурный досуг.

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Действующая практика — Комплексная поддержка иностранных сотрудников

... в пятницу проводили совещание [о найме иностранных сотрудников]. Я пригласил начальника проектов по кадровой политике, ... пригласил главного бухгалтера, пригласил начальника ПФУ, пригласил главного врача поликлиники, пригласил тех, кто занимается визовой поддержкой, начальника управления – и вот сидели, обсуждали все. ... когда он [иностранный специалист] к нам приезжает, ему надо брать справку о несудимости, понимаете, для них это нонсенс. И потом, он человек авторитетный, высококвалифицированный и проходить у нас здесь процедуру о том, что не состоишь на учете в психдиспансере... Они очень недовольны этим.

Российский университет дружбы народов 

Действующая практика — Опрос иностранных сотрудников

В 2012 г. был проведен опрос международных сотрудников Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики". Выяснилось, что несмотря на ряд негативных установок, у ряда специалистов есть желание жить и работать именно в России. Важными факторами при принятии решения были репутация и вектор развития нанимающей организации, а также условия работы. В пользу выбора российского вуза играли полный социальный пакет (в том числе, поддержка членов семьи), конкурентная по международным меркам заработная плата, гибкий график работы, продолжительный отпуск, свобода выбора тем исследований и тематики читаемых курсов, возможность участия в прикладных проектах и в грантовых программах, возможность быстрого карьерного роста [1].

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Наверх

Альтернативы найму зарубежных исследователей

В ряде организаций стратегия интернационализации основана на найме по совместительству российских специалистов, работающих за рубежом в настоящее время, или долгое время работавших за рубежом в прошлом. При найме российских специалистов с международным опытом может сохраняться значительная часть обозначенных выгод и нивелироваться основные трудности, сопровождающие наем иностранных сотрудников.

Действующая практика — сотрудничество с диаспорой

Если кадры от нас уходят, то на 90%  на привлекательные заграничные позиции. Есть у нас академики [...] один в Мериленде большой человек, другой в Принстоне, но тем не менее они часть времени у нас проводят, 4 месяца в году. Это взаимодействие – актуальное, оно действительно происходит, они действительно участвуют в научной жизни института. Так что мы свою диаспору рассматриваем скорее со знаком плюс, чем в минус. То есть да, [сотрудники] уходят, но они остаются в контакте, и помогают быть нам на переднем самом краю.

Институт теоретической физики им. Л.Д. Ландау РАН

Наверх


[1] Меликян, А. В., Железов, Б.В. (2012). Портрет международного сотрудника российского вуза. Вопросы образования, 4.

Назад