Развитие инфраструктуры коммерциализации РИД и трансфера технологий

Центр трансфера технологий
Бизнес-инкубатор / Бизнес-акселератор
Коммерциализация РИД в медицине
Барьеры и пути их преодоления


Коммерциализация РИД – это процесс преобразования результатов НИР в продукты и услуги, реализуемые на рынке, с целью получения прибыли от их передачи (продажи или лицензирования) сторонним организациям или самостоятельного использования.

Сегодня коммерциализация РИД является задачей, актуальной для большинства научных организаций страны: использование (внедрение) полученных результатов НИР не только позитивно влияет на репутацию организации как продуцента ценного, практико-ориентированного научного знания, но и позволяет сформировать пул дополнительных финансовых ресурсов для обеспечения текущих потребностей и дальнейшего развития. В организациях с развитой и эффективно функционирующей инфраструктурой коммерциализации РИД удельный вес доходов от НИОКР в общем объеме финансирования превышает 20% [1].

Как показало проведенное исследование, в настоящий момент отдельные элементы инфраструктуры коммерциализации РИД созданы в относительно небольшой группе научных организаций и образовательных организаций высшего образования. Причем последние – вузы, особенно крупные – в данном случае чаще обладают бОльшим спектром специализированных подразделений. Стоит также отметить, что большинство организаций, пользующихся этой практикой, применяют оригинальные (нетривиальные) подходы – типы подразделений, ответственных за коммерциализацию РИД, и их функционал в организациях значительно диверсифицированы.

Действующая практика — Управление инфраструктурой коммерциализации РИД и трансфера технологий

При формировании в организации комплексной и разветвленной системы подразделений, вовлеченных в процессы коммерциализации РИД и трансфера технологий, необходимо учреждение специализированного подразделения или введение должности для сотрудника, курирующего все объекты такой инфраструктуры. Это позволит избежать дублирования функций, выполняемых подразделениями, а также обеспечить консистентность их деятельности и следование единой стратегии развития.

Интересное у нас разделение произошло, появился проректор по взаимодействию с индустриальными партнерами, которому я передал часть функционала, связанного с курированием так называемых инновационных подразделений: инжиниринговые подразделения, центры коллективного пользования, бизнес-инкубаторы, центр трансфера технологий, технопарк и целый ряд других центров, которые занимаются научно-производственной деятельностью. Сеть была настолько разветвленной и сложной, что решили выделить отдельную должность для курирования этого направления.

Тюменский государственный университет

Центр трансфера технологий

Центр трансфера технологий - это структурное подразделение, обеспечивающее коммерциализацию интеллектуального продукта, полученного в результате инновационной деятельности организации.

В перечень основных задач центра трансфера технологий могут входить следующие:

  • мониторинг и оценка результатов научно-исследовательской и инновационной деятельности организации;
  • разработка стратегии коммерциализации РИД;
  • маркетинг, распространение информации об основных разработках организации на российском и международном рынках;
  • обеспечение правовой охраны РИД, ведение учета объектов РИД;
  • обеспечение трансфера РИД посредством лицензирования;
  • поиск новых заказчиков и источников финансирования; и др.
Сегодня центры трансфера технологий действуют в таких вузах, как Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Томский политехнический университет, Уральский федеральный университет и др. Также ряд организаций в аналогичным функционалом создан и в структуре РАН: Совместный центр трансфера технологий РАН и Роснано, Уральский региональный центр трансфера технологий и др.

Наверх

Бизнес-инкубатор / Бизнес-акселератор

Бизнес-инкубатор (бизнес-акселератор) - это организация или подразделение, оказывающее поддержку развития инновационных проектов (как правило, молодых предпринимателей), начиная с отбора перспективных разработок до закрепления продукта на рынке.

С лета этого года создали Управление инновационного развития и начали активно в этом направлении двигаться, сотворили несколько бизнес-акселераторов. Во-первых, проанализировали все потенциальные команды, которые у нас есть. Стартапы потенциальные. Разработки, которые у нас есть, которые могут быть внедрены индустриально. Команды выцепили, то есть команды ребят, которые хотят, соответственно, свои разработки куда-то внедрить и сделать из этого свою компанию и так далее. […] Бизнес-акселерация в чем заключается? Там приглашаются специалисты, менторы. И рассказывают, как должны свои идеи продвигать. По определенным методикам выстроили бизнес-процессы. Так сказать, сориентировали их на нужных заинтересантов в индустрии.

Московский физико-технический институт

Основные направления деятельности бизнес-инкубаторов:

  • предоставление помещений для работы;
  • бизнес-консультации – мастер-классы бизнес-консультантов, менторство, консультации по вопросам патентования РИД, оформления договоров и др.;
  • содействие в привлечении инвестиций: консультирование по вопросам поиска потенциальных заказчиков, получения государственных субсидий, обеспечение «посевных» инвестиций от частных партнеров;
  • рекламная поддержка, помощь в выстраивании маркетинговой стратегии;
  • финансирование стартапов.

В настоящее время успешные бизнес-инкубаторы действуют в Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики", Московском физико-техническом институте, Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова и др. 

Как правило, бизнес-инкубаторы в вузах ведут свою деятельность в двух направлениях: 1) обучение основам предпринимательства (проведение обучающих мероприятий) и оказание консультационных услуг широкой аудитории студентов и выпускников, сотрудников организации и 2) содействие развитию стартапов, включая их финансирование. Отбор проектов для более прицельной поддержки осуществляется на основе конкурса. Победители проходят комплексное обучение (оценка уровня готовности продукта, составление плана производства и продаж, разработка бизнес-стратегии, исследование рынка, развитие soft skills и др.) и получают доступ к финансированию стартапа из средств организации или частных партнеров. Данный подход используют сегодня Московский физико-технический институт, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова.

Отдельно может быть введен статус резидента – проектной команды, которая получает доступ ко всем сервисам бизнес-инкубатора. Доступ предоставляется на платной основе посредством прямой оплаты или отсроченных платежей (процент от инвестиций, привлеченных благодаря сотрудничеству с бизнес-инкубатором). Такой подход используется в настоящее время Бизнес-инкубатором НИУ ВШЭ.

Наверх

Коммерциализация РИД в медицине

Как показало проведенное исследование, научные организации и образовательные организации высшего образования, выполняющие НИР в области медицины, часто коммерциализируют свои РИД не посредством трансфера созданных технологий сторонним организациям, но благодаря их использованию внутри организации – в собственном производстве (лекарственных препаратов, вакцин) или в рамках медицинских услуг, оказываемых населению. Таким образом, важными элементами инфраструктуры коммерциализации РИД в области медицины являются собственное производство и медицинские центры и клиники. Такие объекта действуют сегодня, например,  в структуре Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора: Научно-консультативный клинико-диагностический центр, Центр молекулярной диагностики (CMD).

Мы производим довольно давно, вообще Институт создавался в 50-60-ые годы и создавался он как вот такой единый комплекс, где можно проводить исследования с нацеленностью на лекарственные препараты от изобретения нового вещества до фактически его полупромышленного производства.

Институт органической и физической химии им. А.Е.Арбузова Казанского научного центра РАН

Наверх

Барьеры и пути их преодоления

  • Отсутствие финансовых ресурсов для организации и содержания центра трансфера технологий и бизнес-инкубатора.

Решение:

  1. функции, традиционно выполняемые центром трансфера технологий, могут быть распределены между действующими подразделениями и должностными лицами: управлением интеллектуальной собственности, службой маркетинга, ученым секретарем организации, непосредственно проектными и исследовательскими группами и др. Безусловно, данная стратегия обоснована лишь для сравнительно небольших организаций, объем создаваемых РИД в которых позволяет делегировать данные функции, при этом существенно не повысив нагрузку штатных сотрудников;
  2. организация совместного с партнерами центра трансфера технологий;
  3. возможна организация бизнес-инкубатора, выполняющего лишь первый из указанных в соответствующем параграфе блоков функций. Затраты на реализацию такого подхода значительно ниже ввиду отсутствия необходимости финансирования стартапов. При этом в качестве бизнес-консультантов и менторов могут быть привлечены НПР организации или представители компаний-партнеров.    
  • Отсутствие в организации свободных площадей для бизнес-инкубатора.

Решение:

  1.  кооперация, поиск партнера среди научных организаций или вузов (учитывая близость расположения) и формирование бизнес-инкубатора на его базе.

Наверх

[1] Угнич Е.А., Изотов М.А., Волощено И.И. (2015) Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности в университетах: концепция инновационной экосистемы // Науковедение. Т. 7, № 4. С. 1 – 13      Назад