Поддержка и сопровождение публикационной активности сотрудников

Обучение сотрудников
Информационные и консультационные службы
Службы перевода, редактирования и рецензирования

Одним из основных показателей результативности исследований и разработок, реализуемых организацией, являются показатели публикационной активности. Как правило, вузы и научные организации внедряют систему материальных поощрений, стимулирующих сотрудников публиковать научные работы. Помимо материального стимулирования, во многих организациях реализованы различные формы поддержки и сопровождения публикации научных работ. 

Обучение сотрудников

Большинство российских вузов и институтов регулярно организуют обучение сотрудников навыком, связанным с подготовкой и публикацией научных работ. В последние годы популярны курсы и семинары, нацеленные на повышение публикационной активности в международных изданиях. В одних организациях основной целевой группой обучающих мероприятий считаются аспиранты, в других – продвигаются идеи постоянного повышения квалификации для всех категорий исследователей.

В целях стимулирования публикационной активности вузы и научные организации могут организовывать обучение сотрудников по следующим направлениям:

  • Английский язык 

Обучение, как правило, организовано в форме долгосрочных курсов и проводится преподавателями английского языка. В ряде институтов, не имеющих штатных преподавателей английского языка, организуется обучение сотрудников в партнерских организациях (например, в региональных научных центрах РАН).

  • Академическое письмо (часто на английском языке) 

Обучение проводится в форме курсов или отдельных лекций/семинаров.  Преподавателями могут быть ученые, работающие в той же организации или приглашенные специалисты, имеющие значительный опыт публикации научных работ. Некоторые российские организации привлекают к проведению курсов и мастер-классов академического письма работающих в них зарубежных ученых.

  • Работа с академическими онлайн-ресурсами (индексами цитирования, онлайн-библиотеками, сервисами работы с библиографией). 

Обучение проводится в форме курсов или отдельных лекций/семинаров, нацеленных на развитие навыков поиска литературы и ее систематизации, цитирования академических источников. Проводить мероприятия могут сотрудники библиотек или ученые, передающие коллегам лучшие практики своей работы. Также распространена практика обучающих семинаров, организованных компаниями-поставщиками онлайн-ресурсов. 

Действующая практика — Использование онлайн-курсов академического письма

Сейчас мы будем знакомить наших технарей, особенно инженеров, физиков, химиков с онлайн-курсом МФТИ, как писать статьи для иностранных журналов [имеется в виду курс Scholarly Communication, размещенный на платформе Coursera].

Российский университет дружбы народов

Зарубежный опыт — Выездные интенсивы по написанию академических текстов

В британском Университет Бердфордшир с 2009 г. проводятся выездные интенсивные курсы для молодых ученых, посвященные написанию академических текстов. Курсы не являются обязательными, отбор участников проходит по конкурсу. Участники на несколько дней выезжают загород, чтобы работать над своими текстами, обмениваться ими и получать обратную связь, обсуждать проблемы, посещать лекции и семинары приглашенных преподавателей.Важными отличительными чертами этого формата являются: 1) погружение в написание текста (на 3-4 дня участники отвлекаются от прочих дел и концентрируются на одной задаче); 2) интенсивное общение с коллегами, сталкивающимися с похожими проблемами, связанными с написанием статей. Организаторы курсов подчеркивают, что они нацелены не только на развитие навыков у молодых ученых, но и на обеспечение психологической поддержки и расширение горизонтальных связей в коллективе [1]

Зарубежный опыт — Группа по написанию академических текстов (Writing group)

В американских университетах распространена практика организованных групп академического письма. В группы объединяются обучающиеся на аспирантских программах или сотрудники университета. Группа договаривается регулярно встречаться, к каждой встрече перед участниками ставятся задачи – написать часть своего текста, или дать рецензию на текст другого участника. Организатором группы может быть как опытный преподаватель или ученый, так и аспирант. Такой формат ориентирован на создание комфортной и стимулирующей среды. Так, если группу ведет опытный ученый, его задача состоит в том, чтобы давать содержательные советы, поддерживая участников [2].

Оценки эффективности обучающих мероприятий разнятся. Далеко не все курсы и семинары действительно помогают ученым совершенствовать навыки академического письма и эффективно выстраивать публикационную стратегию. В этой связи целесообразным представляется: 

  • использование и продвижение на уровне организации возможностей обучения, требующих минимальных затрат (онлайн-курсы, бесплатные обучающие семинары компаний-поставщиков онлайн-ресурсов, и т.д.); 
  • инвестиции в целевые формы обучения сотрудников (например, долгосрочные курсы), включающие механизм обратной связи, с тем, чтобы находить наиболее эффективные форматы получения знаний и развития навыков.

Наверх

Информационные и консультационные службы

Помимо обучения сотрудников, во многих вузах и институтах организовано информационное и консультационное сопровождение публикационной активности, включающее:

  • разработку и размещение на сайте или внутреннем портале организации справочных материалов;
  • организацию работы служб консультации по вопросам, связанным с публикационной активностью.

Сопровождение может быть направлено на помощь исследователям по следующим вопросам:

  • поиск журнала для публикации, 
  • оценка добросовестности издания, 
  • ценка уровня цитируемости издания, 
  • оформление библиографических ссылок. 

Действующая практика — Противодействие публикациям в недобросовестных журналах

В Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики" принят ряд мер, стимулирующих сотрудников выбирать для публикации своих работ добросовестные и авторитетные журналы. На внутреннем портале размещены списки российских и зарубежных журналов и издательств, публикации в которых не учитываются при назначении надбавок сотрудникам за академическую деятельность. Списки регулярно пополняются и корректируются на основе положения, в котором прописаны критерии для внесения журнала или издательства в список, а также порядок проведения экспертизы.

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Действующая практика — Список компаний, осуществляющих вычитку (proofreading) англоязычных текстов

Центром академического письма Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" был составлен список известных компаний, которые на коммерческой основе предоставляют услугу редактуры англоязычных текстов. Для каждой компании в списке была указана ориентировочная стоимость услуг по вычитке. Центр собирал отзывы сотрудников, имевших опыт обращения в компании, и на основе отзывов корректировал список.

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Зарубежный опыт — Консультационные службы поддержки

Библиотеки многих зарубежных университетов оказывают поддержку в подготовке публикаций. Сотрудники библиотек обучают ученых специальным программам работы с библиографией, дают консультации по вопросам онлайн-публикации и авторского права (на каких платформах и на каких условиях можно разместить свою работу, чтобы повысить ее видимость, не нарушив права издателя).В библиотеке Университета Дьюка, помимо стандартных сервисов поддержки, организована служба консультации по обработке и визуализации данных. Консультации дают сотрудники библиотеки и научные сотрудники, принимающие в определенные часы всех желающих. В расписании консультаций можно выбрать эксперта по работе с конкретной программой –  Excel, SPSS, Stata, Tableau, Python, SQL, ArcGIS/QGIS, R Matlab, D3.js, Gephi, Adobe Illustrator, Git, ParaView, и др. 

Наверх

Службы перевода, редактирования и рецензирования

В ряде вузов и институтов исследователям оказывается прямая помощь в работе над научным текстом.

  • Языковая поддержка 

Большинство российских исследователей испытывают затруднения при написании научных работ на английском языке. В некоторых организациях исследователи могут воспользоваться услугами профессиональных переводчиков для полного перевода текста. Однако, чаще поддержка организована как редакторское сопровождение – исследователям предоставляется услуга вычитки авторского текста переводчиком или носителем языка. Если число исследователей, желающих воспользоваться службами перевода и редактирования, слишком велико, организация может оказывать такого рода поддержку на конкурсной основе.

  • Научное рецензирование 

В некоторых организациях в той или иной форме организована система предварительного рецензирования. Для автора, подготовившего рукопись научной работы, подбираются подходящие рецензенты из числа сотрудников организации. Перед подачей рукописи в авторитетный журнал автор может доработать ее в соответствии с рекомендациями коллег.

Действующая практика — Очные сессии редакционной вычитки (proofreading)

Очные сессии редакционной вычитки proofreading проводятся для научных сотрудников и преподавателей Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", которые планируют в ближайшее время публикацию на английском языке и уже имеют собственный готовый текст. Сессия proofreading длится 60 минут, за это время автор может показать свою работу опытному эксперту-носителю языка и получить от него полезную обратную связь и рекомендации.

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Действующая практика — Издание препринтов

В Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики" действует программа издания препринтов – научных работ сотрудников вуза, выпускаемых до публикации в рецензируемых изданиях. К настоящему времени издано более 1000 препринтов в ряде тематических серий – экономика, социология, менеджмент, образование, и т.д. Все рукописи проходят научное рецензирование. Англоязычные рукописи редактируются носителями языка.  Помимо оценки рецензентов и языковой поддержки, публикация препринта дает авторам возможность получить отклик на свою работу от широкого круга ученых с тем, чтобы доработать рукопись перед подачей в рецензируемый журнал.

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Действующая практика — Комплексная система поддержки публикации

В Национальном исследовательском Томском политехническом университете внедрена автоматизированная система "Ракета Хирша", нацеленная на поддержку публикации статей в высокорейтинговых международных журналах. Сервис реализован как веб-система управления проектами, которой могут воспользоваться все сотрудники и студенты вуза. Система объединяет ряд сервисов поддержки публикации – помощь в выборе журнала, редактирование рукописи (в том числе, носителями языка), помощь в оформлении, консультации по поводу коммуникации с рецензентами журнала.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Действующая практика — Оплата расходов сотрудников на публикации статей

В Московском физико-техническом институте принят регламент оплаты расходов сотрудников и обучающихся на публикации статей в высокорейтинговых журналах. В регламенте перечислены девять журналов ведущих научных издательств, на которые распространяется возможность оплаты авторского взноса. Оплата осуществляется, если МФТИ указан в статье в качестве первой аффилиации автора-заявителя, и не менее одной трети авторов статьи указали МФТИ в качестве места работы.

Московский физико-технический институт

Наверх

 

[1] Petia Petrova, Annika Coughlin, (2012) "Using structured writing retreats to support novice researchers", International Journal for Researcher Development, Vol. 3 Issue: 1, pp.79-88. Назад
[2] Kathryn Roulston, Deborah Teitelbaum, Bo Chang, Ronald Butchart, (2016) "Strategies for developing a writing community for doctoral students", International Journal for Researcher Development, Vol. 7 Issue: 2, pp.198-210. Назад