• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Развитие инструментов взаимодействия с государством (GR)

Каналы взаимодействия с государством
Специфика работы с государственными заказчиками
Барьеры на пути формирования устойчивого диалога с государством и возможные пути их преодоления

В соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации до 2020 г., формирование институциональных основ и механизмов взаимодействия научных организаций/вузов с органами государственной и муниципальной власти является одним из ключевых направлений государственной политики. Развитие инновационной модели экономики возможно только при условии поддержки государством фундаментальных исследований и разработок (ИР), издержки выполнения которых, как правило, ложатся на плечи научных организаций.

Сотрудничество с государством является для организации одним из возможных способов получить обратную связь,привлечь внимание вышестоящих лиц к своим текущим проблемам. Кроме того, взаимодействие с государственными структурами – это также важный индикатор репутации организации. К примеру, по наличию у организации такого ресурса как государственный заказ можно судить о высоком научно-техническом потенциале организации и конкурентоспособности результатов ее ИР.

Каналы взаимодействия с государством

Важной мерой развития кооперации с государством является установление постоянного диалога с представителями власти. Для научных организаций существует несколько каналов взаимодействия с государством:

  • Участие в государственных программах (федеральные, региональные и муниципальные целевые программы);
  • Заключение соглашений с государственными органами и органами местного самоуправления, договоров на оказание услуг и выполнение работ (в этом случае органы власти предстают как непосредственные заказчики исследований и разработок);
  • Вхождение сотрудников организации в экспертные комиссии при государственных органах;
  • Проведение совместных конференций, тематических семинаров и других научных мероприятий;
  • Участие в конкурсах и получение грантов от государственных организаций;
  • Вхождение в состав редакционных коллегий научных журналов.

Действующая практика — Использование различных каналов взаимодействия с государством

Представители нашего института входят в разные российские органы. Во-первых, в Академию наук – в разные научные советы, которые заслушивают результаты и координируют деятельность. Я являюсь членом ВАК при Минобрнауки, которая рассматривает диссертации и утверждает. Есть люди, которые участвуют в советах РФФИ, РНФ. У нас очень многие сотрудники участвуют как эксперты в таких органах, которые принимают решения о распределении денег. Точно так же достаточно много сотрудников, которые эксперты в Минобрнауки, в краевом министерстве … Несколько человек из наших я знаю, которые эксперты зарубежных проектов. И очень много экспертов как рецензентов журналов со всего мира (в первую очередь, российские, но и международные тоже). Человек 20 в институте, которые регулярно выступают такими экспертами.

Институт физики им. Л.В. Киренского СО РАН

Наверх

Специфика работы с государственными заказчиками

Так как государство – специфический заказчик со своими целями и задачами, то и работа, выполненная по государственному заказу научными организациями/вузами, обладает рядом уникальных особенностей.

Прежде всего, результаты таких исследований, как правило, с трудом поддаются тиражированию, поскольку государственные нужды, повлекшие к заказу такой работы, нередко оказываются обособленными от рынка. Поэтому для развития научной организации и продвижения вперед необходимо искать другие категории заказчиков, помимо государства, и выбирать те проекты, которые отражают потребности реального сектора экономики.

Действующая практика — Избирательный подход к работе с государственными заказами

Мое опять же сугубо такое… мнение, что если это не рассматривать как финансирование фундаментальных НИОКР от государства (так называемые госзадания вузам, которые дает Министерство образования), то все остальные государственные заказчики – это путь в никуда, потому что, когда у вас имеются постоянный государственный заказчик – это сложно тиражируемый вид работ. Вы другого такого заказчика не получите. Поэтому это путь для фирмы к краху, ну и вообще для университета к краху.
Поэтому мы конечно больше ориентируемся на коммерческих заказчиков, потому что они живут в рынке, и ты обязан решать их постоянные проблемы, а они у них постоянно меняются. А у государства задача в общем-то не меняется. И мы пытаемся выполнять и участвовать в тех проектах государства, которые связаны либо с нормированием, потому что это важно определять вектор развития того же самого сектора экономики, либо в экспертизе каких-либо проектов. Это заказ, который позволяет развиваться и смотреть, какие там недостатки или достоинства того или иного вида материалов или организации работ присутствуют в данном проекте.

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

Тем не менее, сегодня по-прежнему сохраняется высокая зависимость научных организаций и вузов от государства. Поскольку бюджет научных организаций и вузов финансируется государством, федеральные министерства и ведомства могут давать научным организациям государственные задания, которые они обязаны выполнять.

Кроме того, государственные органы зачастую обращаются за информационной помощью к научным организациям, которые, по сути, оказывают государству консультативные услуги по его запросу. Несмотря на то, что такая деятельность сопряжена с определенными издержками (временные издержки, безвозмездный характер работы), она позволяет научным организациям поддерживать диалог с органами государственной власти.

Зарубежный опыт в развитии инструментов взаимодействия с государством

В Массачусетском технологическом институте США есть специальный отдел по взаимодействию с государством (GR), который оказывает консультативную помощь локальным властям, отвечает на их запросы и участвует в местных проектах. Отдел привлекает местные власти к участию в различных выставках и других мероприятиях Института. Что касается взаимодействия с федеральной властью, то директор вашингтонского офиса МТИ контактирует с Конгрессом и федеральными агентствами для участия в проведении национальных политик и информирования властей об актуальных проблемах института. http://web.mit.edu/policies/12/12.1.html

В Стэнфородском университете также функционирует отдел по GR, который обеспечивает защиту интересов университета при взаимодействии с госорганами. http://govcr.stanford.edu/ 

... мы ищем совместно, вот, как пример, 218-е [Постановление Правительства РФ № 218], ищем соответствующие ресурсы совместно, находим… У нас партнеры, мы с Министерствами работаем, не только с Министерством образования, не только с Министерством промышленности и торговли. Мы работаем с ассоциациями, во многие ассоциации входим. Это внебюджентые источники финансирования. А бюджетные – мы участвуем во всех конкурсах, в которых только можно, что называется... можно с точки зрения развития нашего университета участвовать.

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет ЛЭТИ им. В.И. Ульянова (Ленина)

Наверх

Барьеры на пути формирования устойчивого диалога с государством и возможные пути их преодоления

Низкий спрос на научно-технические результаты со стороны государственных структур и организаций. Решение:

  • Расширение существующих направлений для сотрудничества с государственными заказчиками. Для этого необходимо внедрение новых каналов взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти (проведение совместных мероприятий, участие в федеральных целевых программах, конкурсах и пр.).
  • Активный поиск потенциальных государственных заказчиков: регулярный мониторинг сайтов министерств и ведомств, работа с системой государственных закупок , порталом государственных программ и т.д.
  • Выстраивание коммуникации с чиновниками, занимающими ключевые посты в региональной структуре власти (например, за счет привлечения неформальных связей).

Есть взаимодействие, есть поддержка со стороны властей Республики. Но тут все еще началось с древних времен, еще с Черского это идет. В обком партии республики входили люди из научного сообщества. У нас глава Республики доктором наук стал гораздо раньше, чем пришел во власть, он из науки попал сначала в Министерство сельского хозяйства. Когда человек понимает, что такое наука, он, конечно же, поддерживает.

Институт горного дела Севера им. Н.В. Черского СО РАН

Недостаточный уровень государственного финансирования научных исследований. Решение:

  • Привлечение дополнительных источников финансирования исследований и разработок: участие в конкурсах на получение грантов, заключение договоров с государственными и коммерческими заказчикамина оказание услуг или выполнение работ.

Обособленность государственных заказов от потребностей реального сектора экономики. Решение:

  • Участие в государственных проектах, обладающих наиболее высоким потенциалом для развития экономики.
  • В случае если научная организация не имеет возможности избирательно подходить к государственным заказам, ей необходимо переориентировать направление своей текущей деятельности с учетом стратегических целей и задач государственной политики.

С государством мы находимся в непрерывных связях, оно в лице министерства образования является нашим создателем, мы государственная структура. С бизнесом мы с 2006 года пытаемся построить систему взаимодействия. Где-то удается, где-то нет. Скорее, мы научились взаимодействовать с государственными предприятиями крупными. Это предприятия Росатом, Роскосмоса, Ростехнологий, это автомобильная промышленность, авиационная. В общем-то мы на них и работаем.

Томский государственный университет

Недостаточный уровень проработанности инструментов государственных программ. Решение:

  • Выбор других форм взаимодействия с государственными и муниципальными органами (например, проведение совместных мероприятий, заключение договоров на оказание услуг или выполнение работ и пр.).
  • Вхождение научных сотрудников в экспертные советы органов государственной и муниципальной власти, которые занимаются оказанием научно-консультативной помощи в разработке государственных программ.

Высокие временные затраты на подготовку необходимой документации. Решение:

  • Создание на базе научной организации специализированных отделов по развитию кооперации с государственными структурами.
  • Изменение кадровой политики организации, в том числе за счет омоложения действующего кадрового состава, обладающих необходимыми компетенциями.

Наверх