• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Создание сети коллабораций (в т.ч. международных)

Участие в совместных мероприятиях
Вхождение в профессиональные сообщества
Заключение договоров и соглашений
Обмен специалистами
Создание институциональных структур
Барьеры и возможные способы их преодоления

В соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 гг., интеграция российского сектора исследований и разработок в международное научное пространство является одним из приоритетов государственной политики. Как показывает опыт многих стран, эффективное развитие науки невозможно без тесного взаимодействия научных организаций и вузов как внутри государства, так и за его пределами.

Создание коллабораций позволяет научным организациям объединить свои усилия в решении важнейших проблем развития экономики и общества. Взаимный обмен знаниями, опытом и другими ресурсами вносит значительный вклад в повышение качества научных исследований и разработок отдельных научных организаций. Кроме того, укрепление сотрудничества в научной среде способствует оптимизации расходов за счет разделения рисков между соисполнителями проектов.

Между тем, как показывают результаты последних исследований, для России характерен достаточно низкий уровень вовлеченности исследователей в международную научную и научно-техническую кооперацию. К примеру, только менее 3% российских научных организаций участвовало в программах международной мобильности ученых, а менее 0,2% российских исследователей имеет степень PhD зарубежного вуза.

Для расширения взаимодействий российских научных организаций с зарубежными странами необходимо опираться на различные формы кооперации, среди которых можно выделить участие в совместных мероприятиях, вхождение в профессиональные сообщества, заключение договоров и соглашений, обмен специалистами.

Действующая практика — разработка стратегии международного сотрудничества

В настоящий момент находится в разработке Концепция международного сотрудничества по направлениям нашей научной деятельности с российскими и зарубежными институтами и организациями. Все заведующие лабораториями, все ведущие научные сотрудники высказывают свои соображения, кладут на бумагу, мы их сводим. [...] У нас есть какие-то уже связи, просто их нужно расширять. Эта концепция создается на отдалённую перспективу. Сегодня, например, у нас нет отношения с Грецией, мы поставили перед собой задачу – найти в Греции точки соприкосновения.

Донской зональный научно-исследовательский институт сельского хозяйства

Участие в совместных мероприятиях

Важной мерой поддержки научного сотрудничества является участие в совместных мероприятиях. Научные семинары, выставки, конференции, круглые столы, по сути, представляют собой площадку для выстраивания диалога между представителями различных научных течений и направлений. За счет коллективных дискуссий и обсуждений ученым удается не только выработать общие решения актуальных проблем, которые стоят перед научным сообществом, но и создать фундамент для будущих взаимодействий, в том числе и на уровне организаций.

Несмотря на значимость формальных сессий, ключевое значение для развития научных партнерств имеет личное общение. Поэтому при планировании научных мероприятий важно выделять время на то, чтобы исследователи могли обсудить перспективы дальнейшего сотрудничества, например, в виде перерывов или специализированных дискуссионных часов (networking hours).

Действующая практика - Организация исследовательской школы с привлечением ученых из разных регионов

На базе Томского государственного университета организована Школа ключевых исследователей Томской области. Соорганизаторами проекта выступают Центр Стратегических разработок и Администрация Томской области. Работа Школы нацелена на подготовку лидеров, будущих руководителей в сфере науки и инноваций. В рамках мероприятий Школы обсуждаются вопросы поиска перспективных тематик исследований и разработок, создания научного коллектива и партнерских коллабораций, трансфера технологий и коммерциализации результатов. В рамках проекта планируется ежегодно, начиная с 2018 г., обучать около 100 молодых исследователей из разных регионов, отобранных по конкурсу заявок.

Наверх

Вхождение в профессиональные сообщества

Вхождение в профессиональные сообщества – другая возможная форма кооперации между научными организациями. Как в случае с научными мероприятиями, профессиональные сообщества, такие как профессиональные ассоциации или консорциумы, экспертные комиссии, редакционные коллегии журналов создают особую среду для обмена опытом и мнениями среди исследователей. Однако, в отличие от научных конференций, семинаров и круглых столов, профессиональные сообщества представляют собой постоянную площадку.

Действующая практика — отраслевые координационные совещания

Мы проводим координационные совещания, приглашаем те институты, которые занимаются защитой растений, сельскими работами, и вместе с ними смотрим программы, которые идут в рамках госзаданий, уточняем эти программы, смотрим, чтобы не было элементов дублирования, смотрим на методическую оснастку. С одной стороны коллеги знают, чем наши лаборатории занимаются, с другой стороны, мы знаем, чем они занимаются, и на что мы можем рассчитывать.

Всероссийский научно-исследовательский институт защиты растений

Разумеется, наши ведущие сотрудники входят в состав международных организаций, профессиональных российских и зарубежных ассоциаций или консорциумов. В частности, я член американского сейсмологического общества, рабочей группы комиссии СНГ по сейсмостойкому строительству и уменьшению природно-техногенных воздействий.

Геофизический институт Владикавказского научного центра РАН

Наверх

Заключение договоров и соглашений

Для формализации совместной научной деятельности организациям нередко приходится заключать соглашения о сотрудничестве. Они могут быть самого разного характера: как простые рамочные договоры, декларирующие сотрудничество между организациями, так и коммерческие соглашения, предусматривающие выполнение одной организацией заказа для другой организации.Наибольшее распространение в научной среде получил формат безденежных договоров на выполнение НИОКР, что зачастую обусловлено необходимостью разграничить сферу ответственности сторон. В целях сокращения числа транзакций организациям проще заключить договор, не предусматривающий оплату.

В основном, некоммерческие связи мы выстраиваем, у нас есть договора заключенные - безденежные, где мы просто прописываем те проблемы, которыми мы будем заниматься совместно, и обмениваться результатами, и помогать друг другу. Если возникает необходимость в коммерческих [отношениях], то у нас везде прописано, что это решается в рамках дополнительных соглашений. Мы заключаем тогда конкретное дополнительное соглашение, где говорится, кто что исполняет, и кто что получает.

Институт агроинженерных и экологических проблем сельскохозяйственного производства

Наверх

Обмен специалистами

Ключевое значение для развития кооперации в науке имеет процесс обмена специалистами. Научные организации могут приглашать к себе в штат наиболее успешных сотрудников из других научных организаций. В зависимости от трудового договора, эти сотрудники могут быть оформлены в организации в качестве приглашенных преподавателей, экспертов, ассоциированных работников, руководителей базовых кафедр и т.д.

Для нас есть разные форматы. У нас есть форма полного членства, есть формат ассоциированного членства, есть формат парных договоров с Институтами в разных странах, есть формат приема на работу отдельных сотрудников.

Объединенный институт ядерных исследований

Организации могут ограничиться проведением курсов по повышению квалификации и обучающих семинаров. Обычно такой формат взаимодействия выгоден в том случае, когда организация хочет улучшить навыки и компетенции имеющихся сотрудников, не нанимая при этом новых работников.

Для образовательных организаций существует еще одна форма обмена– стажировки студентов. Вузы могут направлять своих студентов для прохождения обучения, предполагающей реализацию исследовательской практики, в другие научные или образовательные организации на определенный временной промежуток: от нескольких месяцев до года.В случае если вуз имеет устойчивые связи с научной организацией, его студенты могут проходить практику на базе этой организации, а выпускники могут рассчитывать на постоянное трудоусторойство.

Наверх

Создание институциональных структур

Для усиления интеграции исследователей в мировые научные сети многие научные организации и вузы создают специализированные структурные подразделения, в задачу которых входит развитие научного сотрудничества. Основная цель - вывести исследования и разработки организации на международный уровень. Как правило, деятельность подобных отделов подразумевает взаимодействие с зарубежными научными организациями по вопросам заключения договоров о сотрудничестве, проведения совместных мероприятий и исследований, программ мобильности для сотрудников и студентов.

У меня Департамент международного научного сотрудничества, он не очень большой, там всего пять-шесть человек. И они все гуманитарии, все с двумя языками - с китайским и английским, китайским и испанским, и так далее.

Российский университет дружбы народов

В образовательных организациях (вузах) возможно также учреждение базовых кафедр ведущих научных организаций в отрасли. Согласно федеральному закону «Об образовании…», базовые кафедры являются внутренним структурным подразделением организации. Однако, в отличие от департаментов научного сотрудничества, к работе в них могут привлекаться внештатные сотрудники. Основная цель создания подобных структур - улучшить качество образования в организации за счет привлечения к преподаванию ведущих научных сотрудников. 

Наверх

Барьеры и возможные способы их преодоления

  • Дефицит финансирования научных исследований и разработок (ИР).
Решение:Выстраивание взаимодействий с научными организациями и вузами на безденежной основе (участие в совместных мероприятиях, написание совместных научных статей и пр.).Поиск альтернативных источников финансирования ИР (например, за счет бюджетного финансирования, государственно-частного партнерства или грантов).
  • Отсутствие точек контакта с перспективными научными организациями в отрасли.
Решение:Расширение существующих направлений научной деятельности организации. Прежде всего, необходимо скорректировать тематику текущих научных исследований с учетом актуальных для экономики страны проблем и задач.Активный мониторинг потенциальных партнеров среди ведущих научных организаций и вузов (регулярная рассылка информационных писем, «веерная» реклама и т.д.).

Мы активно мониторили все университеты мира. Мы написали программу «ТОП-100», но сейчас стало больше ВУЗов, на которые мы ориентируемся и с которыми мы сотрудничаем. Мы постоянно ведём сопоставление. Сначала мы выделили эти ВУЗы как бенчмарки, а потом стали активно развивать с ними сотрудничество.

Тюменский государственный университет

  • Низкий интерес к сотрудничеству в научной среде (ввиду преобладания стимулов конкуренции).
Решение:Развитие неформальной коммуникации с наиболее перспективными организациями в отрасли (в том числе на уровне личных контактов руководителей и сотрудников).В случае если организация обладает достаточной опытно-экспериментальной базой, можно сделать ставку на развитие междисциплинарных исследований, в которых могли быть участвовать представители смежных отраслей науки.
  • Негативный политический и экономический фон для выстраивания коллабораций с зарубежными научными организациями и вузами.
Решение:Предложение иностранным ученым более выгодных условий для сотрудничества (например, более высокой заработной платы при найме на работу). Задействование дистанционных каналов связи для выстраивания неформальной коммуникации с зарубежными организациями (например, посредством видео-конференций).

Действующая практика — сотрудничество с диаспорой

Если кадры от нас уходят, то на 90% – на привлекательные заграничные позиции. Есть у нас академики [...] один в Мериленде большой человек, другой в Принстоне, но тем не менее они часть времени у нас проводят, 4 месяца в году. Это взаимодействие  актуальное, оно действительно происходит, они действительно участвуют в научной жизни института. Так что мы свою диаспору рассматриваем скорее со знаком плюс, чем в минус. То есть да, [сотрудники] уходят, но они остаются в контакте, и помогают быть нам на переднем самом краю.

Институт теоретической физики им. Ландау РАН

Наверх