Организация внутренних научных мероприятий для обмена опытом
Функции внутреннего научного семинара
Рекомендации по организации и проведению внутренних научных семинаров
Внутренние научные мероприятия являются одним из важнейших элементов академической среды. Несмотря на то, что в некоторых учреждениях эти коммуникации могут складываться стихийно, многие руководители признают, что организация подобных мероприятий позволяет стимулировать научное взаимодействие исследователей, а также способствует накоплению знаний и взаимному обучению работников, выполняющих исследования и разработки.
Внутренние мероприятия могут быть реализованы в разных форматах, каждый из которых нацелен на разные задачи:
- Регулярные научные семинары, которые могут проходить только для сотрудников одного подразделения, так и быть открытыми для всех сотрудников организации, а также внешних слушателей;
- Отчетные ежегодные семинары, на котором сотрудники или руководители подразделений представляют результаты исследовательской работы, проведенной за последний год;
- Научно-технические советы, на которых обсуждаются наиболее перспективные научные разработки, выполняемые в организации;
- Конференции молодых ученых/аспирантов; нацеленные на развитие академических навыков у начинающих исследователей, а также их вовлечению в науку.
Функции внутреннего научного семинара
Научные семинары могут выполнять разные функции: во-первых, способствовать повышению уровня проводимых исследований за счет внутреннего рецензирования и дискуссии.
В частности, обсуждение в рамках семинара может нести форму внутреннего рецензирования перед публикацией материалов исследования. Более того, подобный формат может способствовать обучению молодых сотрудников культуре научного исследования, формату представления работ, принятых в научном сообществе, а также развитию навыка публичного представления исследовательских результатов.
Действующая практика — Обсуждение предварительных результатов исследования
У нас как публикация попадает в журнал, она должна быть доложена на семинаре. И это очень помогает. Причем это же хорошо, вы заведующий отделом, вы что, думаете, если увидит вашу ошибку какой-нибудь аспирант, он же вам ее тут же укажет. И это уже принято, уже без этого не можем.
Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН
У нас есть научные семинары. Каждый сотрудник, который собирается отправить статью в печать, должен доложить. Это то место, где шлифуется качество научных сотрудников, если он докладывает и ошибки какие-то выявляются. Для тех, кто собирается диссертацию представить, у нас разработана специальная длинная система. Сначала он должен доложить на семинаре в своей лаборатории, потом на семинаре отдела, куда входят 3-4 лаборатории. Если это докторская, то потом ещё на общеинститутском семинаре. Это такая система многократной шлифовки. Каждый раз его за что-то «бьют», за какие-то недочёты, недостатки. Он их исправляет. Но если сделать только один раз, за один раз не удаётся всё так отшлифовать. А если он три раза выступал на семинарах, он уже выходит на защиту хорошо подкованный, все неровности сглажены, все отрицательные моменты устранены.
Во-вторых, научные семинары могут стимулировать сотрудников на проведение совместных исследований как внутри подразделения, так и с другими структурными единицами.
Более того, это способствует обмену и систематизации исследовательского опыта, накопленного внутри организации: нередкой является ситуация, когда разные научные подразделения решают схожие проблемы, и обмен подходов к их решению будет полезен всем участникам.
Действующая практика
Был такой момент определенный, что каждое подразделение занималось решением своих каких-то конкретных задач. В последнее время у нас наблюдается внутренняя кооперация. Результативность работ выросла раза в 1,5 благодаря тому, что начали кооперироваться между собой. Появились новые направления, появились новые публикации, за счет внутренних коммуникаций.
Федеральный аграрный научный центр Северо-Востока имени Н.В. Рудницкого
Рекомендации по организации и проведению внутренних научных семинаров:
- Семинар должен носить относительно регулярный характер, желательно с фиксированным временем и местом проведения;
- Необходимо заранее планировать цикл мероприятий, а также иметь календарный план, общедоступный для аудитории, с возможностью подписки на оповещения;
- Для качественного обсуждения необходима предварительная подготовка аудитории: желательно рассылать материалы, а также примерный список вопросов, для обсуждения за несколько дней до начала мероприятия;
- При возможности докладчику необходимо подбирать оппонентов, которые будут следовать правилам оппонирования и рецензирования, прописанные организатором;
- При наличии тем обсуждения, потенциально интересных для более широкой аудитории, необходимо приглашать на внутренние научные семинары и внешнюю аудиторию – журналистов, представителей власти, научных сотрудников других организаций. Это способствует, с одной стороны, популяризации результатов исследований, с другой стороны, повышает сложность проведения семинара, так как состав становится более гетерогенным;
- Необходимо формировать культуру доброжелательной критики, работать над созданием атмосферы аргументированной научной полемики.