Создание комфортных условий труда

Практики, направленные на создание комфортных условий труда

Руководители многих организаций, принявшие участие в обследовании, убеждены, что для эффективной работы сотрудников и гарантии их лояльности необходимо не только создание базовых условий труда – наличие индивидуальных рабочих мест, оборудования, расходных материалов, – но и формирование благоприятного психологического климата и дружественной к интересам сотрудников атмосферы. Комфортные условия труда способны порой компенсировать недовольство материально-технической оснащенностью организации, относительно невысокой заработной платой и, таким образом, удержать научные кадры и привлечь новые.

Деньгами, понимаете, невозможно стимулировать. Есть еще понятие инфраструктуры: оборудование, условно говоря, чистые помещения, чтобы была не одна уборщица на 500 человек, а одна уборщица на 10 человек, охрана, парковка. Инфраструктура, понимаете. Наши люди к этому очень чувствительны. […] В чем, опять же, конкурентное преимущество МИСИСа? Мы вкладываем туда деньги очень большие, скорее всего даже больше, чем все остальные ведущие вузы. То есть наша идея – мы должны быть похожи на Оксфорд, на Кембридж, на американские вузы, с точки зрения инфраструктуры.

Национальный исследовательский технологический университет МИСиС 

Интервью с руководителями и мониторинг официальных сайтов организаций позволили выявить ряд наиболее распространенных практик, реализуемых сегодня в целях создания в научных организациях и вузах комфортных условий труда. Большинство их них относятся к одному из трех направлений:

  1. оказание психологической помощи и консультирование сотрудников;
  2. каналы обратной связи внутри организации;
  3. административные процедуры.

Практики, направленные на создание комфортных условий труда

Службы психологической помощи сегодня действуют во многих научно-образовательных организациях – например, в Национальном исследовательском университет «Высшая школа экономики» (https://www.hse.ru/cpc/), Санкт-Петербургском государственном университете (http://www.psy.spbu.ru/department/psychcentre/sluzhba), Томском политехническом университете (http://ps.tsu.ru/index.php/o-nas.html) и др.

Действующая практика — исследование психологического климата

В 2017 г. Центр внутреннего мониторинга ВШЭ опубликовал результаты опроса сотрудников и студентов, посвященного психологическому климату в университете. Согласно результатам, стресс, связанный с работой, испытывали около 60% преподавателей и научных сотрудников. Наиболее распространенные причины стресса связаны с выполнением требований к научной результативности, с административной нагрузкой, с трудностями совмещения работы и личной жизни. Интересны возрастные различия, зафиксированные в результатах. Например, среди административных сотрудников в группе "старше 50 лет" около 80% считают, что рабочая нагрузка распределяется справедливо, а в группе "30 лет и менее" таких только 47%. Анализ психологического климата в разрезе категорий сотрудников и возрастных групп позволяет выявить «зоны напряжения» в коллективе



Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Как правило, ключевая функция таких подразделений – оказание психологической помощи студентам, но зачастую здесь проводятся и консультации для сотрудников по вопросам организации учебного процесса, коммуникации со студентами и коллегами, личностного и профессионального развития.

В 2017 году для обмена опытом между службами психологической поддержки впервые была проведена конференция «Психологическая служба университета: реальность и перспективы» – на официальном сайте мероприятия (https://www.hse.ru/cpc/psyuni/) опубликованы основные материалы и презентации участников. 

В 2018 году в журнале Nature были опубликованы результаты масштабного онлайн-опроса ученых, посвященного психологическому климату в исследовательских коллективах (https://www.nature.com/articles/d41586-018-05143-8). Проведенное исследование показало, что большинство ученых позитивно оценивают атмосферу в своих коллективах. Однако среди начинающих исследователей доля тех, кто недоволен сложившимся психологическим климатом, весьма заметна (около 20%). Также исследование показало, что ученые, работающие на руководящих должностях, более склонны положительно оценивать психологический климат в своих организациях и реализуемые ими практики управления. Например, почти все руководители, принявшие участие в опросе, уверены, что они всегда доступны для любых обращений своих сотрудников. Среди остальных респондентов так думают лишь около 70%.

Для обсуждения проблемных ситуаций и предоставления каждому сотруднику возможности обсудить волнующие его вопросы многие организации, принявшие участие в обследовании, используют каналы обратной связи, которые можно разделить на три группы:

  • Анонимное обращение по срочным вопросам и жалобам, реализуемое через различные формы обратной связи. В НИУ ВШЭ, например, для данных целей используется «Выразительная кнопка» – форма онлайн-обращения, доступная на официальном сайте организации для студентов и их родителей, аспирантов, выпускников и сотрудников. Все поступившие обращения направляются ответственным работником в соответствующие подразделения для последующего решения проблемы. Для успешного функционирования данного канала необходимо обеспечить, во-первых, анонимность его использования, а во-вторых, эффективную работу по каждому обращению. Отсутствие какого-либо отклика на жалобу или предложение сотрудника снижает уровень доверия к данному каналу.
  • Непубличные каналы для личных обращений – это, как правило, специально выделенные приемные часы руководителя организации или подразделения для личных встреч с сотрудниками и обсуждения волнующих их вопросов.
  • Публичные каналы для обращений по вопросам, потенциально важным для всего коллектива или его части. Такая форма обратной связи реализуется, как правило, в формате регулярных встреч руководства с коллективом или посредством онлайн-форумов на внутреннем портале организации.

В целях оптимизации взаимодействия научного персонала с административными подразделениями и сокращения временных затрат на получение различных административных сервисов некоторые научные организации и вузы внедряют автоматизированные программы (например, для заказа документов из финансового отдела или службы управления персоналом) или учреждают специальное подразделение, предоставляющее весь спектр административных услуг в режиме «одного окна». Такие практики в настоящий момент реализуются, например, в Уральском федеральном университете им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Северном (Арктическом) федеральном университете им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ.

Наверх