Обеспечение доступа к информационным ресурсам и базам данных

Приобретение доступа к ресурсам
Анализ востребованности информационных ресурсов
Организация доступа
Интеграция ресурсов в единый массив
Продвижение ресурсов к пользователям


Профессиональные онлайн-ресурсы и базы данных стали одним из основных источников информации для исследователей. Помимо использования открытых ресурсов и собственных баз данных большинство академических организаций закупают доступ к платным ресурсам. Во многих организациях расходы на оплату доступа превышают расходы на комплектование библиотеки.

 Набор ресурсов и баз данных (БД), к которым организация закупает доступ, определяется ее исследовательским профилем и финансовыми возможностями. В настоящее время круг платных ресурсов, востребованных российскими научными организациями, насчитывает около сотни баз данных и цифровых библиотек. В этот круг входят, прежде всего, полнотекстовые и реферативные БД научной литературы (Web of Science, Scopus, Science Direct, JSTOR, SpringerLink, и т.д.).

Также организации закупают доступ к специализированным БД:

  • БД химических реакций (REAXYS, Science of Synthesis и др.),
  • БД структур и свойств веществ и материалов (POLYMERSnetBASE и др.),
  • БД лабораторных методик (Springer Protocols),
  • БД статистической информации (The World Bank eLibrary, OECD iLibrary и др.),
  • БД правовой информации (КонсультантПлюс, Гарант и др.),
  • БД по объектам интеллектуальной собственности (Questel Orbit, Derwent и др.),
  • БД публикаций СМИ (Factiva, Интегрум и др.),
  • БД по компаниям и рынкам (СПАРК, DataStream, Passport и др.).

Доступ к большинству ресурсов организован в форме онлайн-подписки – ресурс доступен в онлайн организациям, оплатившим пользование на определенный период.

 Приобретение доступа к ресурсам

Перед академическими организациями открыто несколько возможностей получения доступа к онлайн-ресурсам:

  • Национальная подписка

В последние 10 лет реализуется проект подписки на ряд академических ресурсов за счет государственных ведомств. До недавнего времени организации получали доступ в рамках национальной подписки только на конкурсной основе. В 2016 г. Минобрнауки были проведены конкурсы на получение доступа к 24 ресурсам (Wiley, American Physical Society, MathSciNet, SciFinder, QUESTEL, и др.). C 2017 г. база данных Web of Science доступна без конкурса всем государственным научным и научно-образовательным организациям, зарегистрированным в ФСМНО. 

  • Подписка из средств организаций

В дополнение к ресурсам, доступным по национальной подписке, организации закупают доступ к ресурсам из собственных средств. Закупка может осуществляться напрямую у компании-поставщика (вендора) или через посредника (например, в рамках библиотечного консорциума).

  • Тестовые доступы

Поставщики ресурсов нередко предоставляют потенциальным подписчикам бесплатные тестовые периоды пользования ресурсом. Организация, получившая тестовый доступ, может организовать получение обратной связи от конечных пользователей, и в итоге принять информированное решение о подписке.

  • Ресурсы открытого доступа

В ряде организаций активно продвигаются ресурсы открытого доступа (т.е. доступные в Интернет всем пользователям). Обычно продвижением занимаются сотрудники библиотек. Библиотеки здесь выступают не как шлюзы доступа, но как проводники пользователей к ценным ресурсам. До недавнего времени стандартным способом информирования об открытых ресурсах была страница со ссылками на сайте библиотеки. В настоящее время открытые ресурсы все чаще интегрируются в единый информационный массив, доступный организации.

Действующая практика — Подписка на ресурсы через консорциум

Библиотечный консорциум НЭИКОН выступает посредником между библиотеками и академическими организациями с одной стороны и поставщиками онлайн-ресурсов с другой стороны. Членство в консорциуме бесплатно. Организации, вступившие в НЭИКОН (в настоящее время их более 800), могут подписываться на ресурсы централизованно. НЭИКОН упрощает процесс подписки и оптимизирует финансовые условия. По принципу оптового закупщика, консорциум договаривается с поставщиками о более выгодной цене.

Действующая практика — Выбор ресурсов для подписки по заявкам пользователей

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" оплачивает доступ к десяткам онлайн-ресурсов. Среди них часть ресурсов подписывается из года в год. Основанием для продления подписки здесь служит статистика использования ресурса. Остальные ресурсы для подписки выбираются по заявкам пользователей (сотрудников университета) на конкурсной основе. Конкурс заявок на закупку внешних ресурсов проводится ежегодно. Заявки рассматриваются советом по закупке баз данных, который и принимает итоговое решение.

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Наверх

Анализ востребованности информационных ресурсов

Большинство организаций, принимая решение о продлении подписки, опираются на обратную связь пользователей и на отчеты об использовании ресурсов. В стандартный функционал подписных онлайн-ресурсов входит модуль детализированной статистики использования ресурса подписчиком. Организация-подписчик видит, сколько заходов в ресурс осуществлено с пользователями организации за интересующий период, сколько поисковых запросов задано пользователями, сколько скачано полных текстов, и т.д. Статистика использования также является важным параметром оценки в конкурсах на доступ к ресурсам по национальной подписке.

Действующая практика — Анализ финансовой эффективности электронной подписки

Специалисты из Библиотеки Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" регулярно рассчитывают финансовую эффективность подписки на онлайн-ресурсы. Данные публикуются на сайте библиотеки. "В 2014 г. подписка на четыре ключевых для Вышки ресурса зарубежной периодики (ScienceDirect, JSTOR, EBSCO, ProQuest) обошлась нашей библиотеке в 17,3 млн. р. При этом из них было прочтено более 385 тыс. статей, т. е. загрузка одной полнотекстовой статьи стоила менее 45 р. (1,2 долл. по среднегодовому курсу). ... Для сравнения, при заказе каждой статьи на сервере издательства пришлось бы платить, в зависимости от журнала, от 20 до 45 долл. за одну статью. Таким образом, в 2014 г. подписка обеспечила университету более чем 20-кратную экономию."

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Наверх

Организация доступа

Режим доступа пользователей к онлайн-ресурсам определяется организацией-подписчиком исходя из ограничений, накладываемых поставщиком. В основном режим доступа определяется стремлением максимизировать удобство пользователей и минимизировать вероятность нарушения пользователями правил использования ресурсов.

  • Определение категорий пользователей, имеющих доступ к ресурсам

Многие поставщики ресурсов не накладывают ограничений на категории пользователей ресурса, при условии, что доступ осуществляется с компьютеров организации-подписчика. У организации есть возможность давать доступ к своей подписке не только своим сотрудникам и студентам, но и сторонним пользователям, например, с целью поддержки кооперации, интеграции с внешней средой.

  • Удаленный доступ к ресурсам

С точки зрения конечного пользователя "золотым стандартом" является наличие удаленного доступа к электронной подписке, т.е. возможности работать с ресурсами не только с компьютеров и IP-адресов организации, но с любых устройств в любой сети.

Как правило, для организации удаленного доступа к ресурсам, организация-подписчик должна использовать программы и сервисы аутентификации пользователей по логину и паролю (например, EZproxy, OpenAthens, Shibboleth).

  • Информирование пользователей об ограничениях использования

В лицензионных соглашениях с поставщиками прописаны ограничения по использованию ресурсов. В случае нарушения условий пользования, поставщики могут прекратить доступ до окончания оплаченного периода, а также требовать компенсацию за нарушение в судебном порядке. Так как обычно конечные пользователи не тратят время на чтение лицензионных соглашений, на сотрудников, ответственных за электронную подписку,  возложена задача доведения до пользователей информации об основных ограничениях (например, в форме сообщений на сайте, в информационных рассылках, на обучающих занятиях).

Действующая практика — Единая учетная запись пользователя

В Санкт-Петербургском государственном университете введена система единой учетной записи пользователей. Сотрудники и студенты университета получают одну учетную запись, которая обеспечивает доступ ко всем централизованным информационным системам организации, и, в том числе, системе удаленного доступа к электронной подписке.

Санкт-Петербургский государственный университет

Наверх

Интеграция ресурсов в единый массив

Существует ряд технических решений, в основном в форме коммерческих сервисов, позволяющих интегрировать в единый информационный разнородные ресурсы, доступные организации – фонды печатных изданий библиотеки, подписные онлайн-ресурсы, электронные коллекции собственной генерации. Общий тренд здесь – стремление минимизировать усилия пользователя по поиску информации.

  • Сводный каталог электронных изданий – содержит данные о коллекциях онлайн-ресурсов, но не позволяет проводить полнотекстовый поиск.
  • Определитель ссылок (продукты Full Text Finder, WorldCat Local, SFX, 360 Link, и др.) – обеспечивает перекрестную связь онлайн-ресурсов, позволяет пользователю перейти на полный текст, если он доступен хотя бы в одном ресурсе.
  • Сервис федеративного поиска – позволяет пользователю задать один запрос для поиска по всем онлайн-ресурсам в подписке.
  • Сервис discovery (продукты Summon, EDS, Primo, WorldCat Local, и др.) – позволяет пользователю задать один запрос для поиска по разнородным ресурсам (фондам библиотеки, репозиторию, подписным и открытым онлайн-ресурсам).

Зарубежный опыт — Тестирование сервиса discovery на конечных пользователях

Взгляд работников библиотеки на поиск литературы отличается от взгляда "обычных читателей". В библиотеке Университета Хьюстона на протяжении нескольких лет ведется работа по оптимизации discovery-сервиса. В том числе несколько раз собиралась обратная связь от пользователей – как внутренних (сотрудников библиотеки), так и внешних (студентов и небиблиотечных сотрудников). Отзывы пользователей собирались как в рамках фокус-групп, так и в ходе исследований удобства использования (usability study), когда пользователям давали задание поиска литературы на определенную тему и после просили описать их опыт. На основе отзывов пользователей был внесен ряд изменений в discovery-сервис библиотеки [1].

Наверх

Продвижение ресурсов к пользователям

Системные усилия по информированию пользователей и обучению работе с онлайн-ресурсами в несколько раз увеличивают востребованность ресурсов в организации (в сравнении с "естественным" темпом вовлечения пользователей).

  • Информирование

Поскольку далеко не все пользователи тщательно следят за изменениями в электронной подписке, важно организовывать информирование как о новых доступных ресурсах, так и о тех, подписка на которые заканчивается.

Действующая практика — Использование разных каналов информирования читателей

Сотрудники Информационно-библиотечного комплекса (ИБК) Санкт-Петербурского политехнического университета задействуют широкий спектр каналов, чтобы сообщить читателям о новых ресурсах в электронной подписке. Помимо размещения новостей на сайте, ИБК публикует сообщения на своих страницах в Facebook и Вконтакте, на рекламных стендах, размещенных на территории университета, а также на информационных плакатах и листовках.

Санкт-Петербурский политехнический университет

  •  Обучение и консультирование

В связи с многообразием интерфейсов информационных ресурсов и тем, что они не всегда интуитивно понятны, начинающие пользователи нередко ограничиваются в работе наиболее простыми в использовании ресурсами. Многие академические организации проводят системную работу по обучению пользователей работе с информационными ресурсами (в форме курсов, отдельных семинаров и тренингов, вебинаров). Обучение проводится экспертами организации или приглашенными специалистами.

Неотъемлемым компонентом локального управления электронной подпиской является консультирование пользователей. Помимо очного консультирования активно развивается формат удаленных консультаций. Все чаще пользователям предоставляется возможность задать вопрос эксперту не только по телефону или электронной почте, но через сайт или на странице в социальной сети. 

Действующая практика — Массовое повышение квалификации

В 2008 г. в Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики" было организовано повышение квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению работы с онлайн-ресурсами для науки и образования. Объем курса составлял 24 академических часа. Обучение на курсах должны были пройти все преподаватели вуза, за исключением преподавателей отдельных кафедр.

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Зарубежный опыт —Тематические руководства по библиотечным ресурсам

В крупных зарубежных библиотеках, особенно университетских, развита практика составления тематических руководств по фондам и ресурсам. Руководства (subject guides) составляются экспертами в данной области и размещаются на сайте библиотеки. Например, на сайте библиотеки Массачусетского технологического института (MIT) размещено 131 тематическое руководство – по химии, физике, энергетике, стандартам, патентам, экономике, кинематографу, и т.д. У руководств нет единой структуры, но есть общие принципы. Так, все руководства компактны – составлены как несколько небольших блоков на веб-странице. В блоках сгруппированы ссылки на ценные ресурсы соответствующей тематики. Например, руководство по химии состоит из блоков Finding Chemistry Articles, Selected Chemistry Journals, Manage your references, ChemBioDraw и др. Помимо ссылок на ресурсы, в каждом руководстве даны контакты предметного эксперта библиотеки (expert librarian), который может дать студентам и сотрудникам наиболее квалифицированную консультацию в данной области.

Наверх

[1] Guajardo, Richard, Kelsey Brett, and Frederick Young. "Next Steps in Discovery Implementation: User-Centered Discovery System Redesign." (2016).

Назад