Организация работы библиотеки

Комплектование (наполнение фондов библиотеки)
Обслуживание читателей
Обмен опытом и повышение квалификации

Несмотря на стремительную информатизацию и развитие телекоммуникационных технологий, роль библиотек в поддержке исследовательской деятельности не уменьшается. При этом библиотекам приходится встраиваться в новую информационную реальность, что требует активных трансформаций, постоянного освоения новых модусов работы. Переход в режим активного развития требует значительных ресурсов, необходимых, в частности, для кадрового обновления и технического оснащения. Библиотеки, которые в силу тех или иных факторов (например, недостаточного финансирования) не включаются в «гонку информатизации», неизбежно будут терять в востребованности исследователями.

Комплектование (наполнение фондов библиотеки)

В то время как основным способом наполнения фондов является закупка изданий или доступа к ним у российских и зарубежных поставщиков, библиотеки задействуют и другие источники развития фондов. Так, библиотека может вести активную кампанию по привлечению дарителей, участвовать в программах обмена с другими библиотеками. Также в организации может быть принято положение о предоставлении в библиотеку обязательного экземпляра квалификационных исследовательских работ (диссертаций и дипломных работ).

Альтернативным комплектованию способом обеспечения читателей необходимыми изданиями являются службы межбиблиотечного абонемента (МБА) и электронной доставки документов (ЭДД). Инструменты МБА и ЭДД особенно развиты среди организаций РАН, так как библиотеки институтов были объединены в сети, с тем чтобы ресурсы всей сети были доступны каждой организации. Опыт по созданию сети библиотек встречается и вне системы РАН, например, в форме региональных консорциумов библиотек.

Действующая практика — Межбиблиотечный абонемент (МБА)

Услугу МБА предоставляют многие крупные библиотеки. Как правило, договор на обслуживание по МБА заключается между двумя библиотеками. В рамках МБА библиотека предоставляет издания из своих фондов читателям в другие библиотеки. В зависимости от условий договора библиотека может взимать плату за эту услугу (например, как компенсацию расходов на пересылку издания удаленному абоненту).
Например, Библиотека по естественным наукам РАН обслуживает по МБА более 400 научно-исследовательских организаций, читателям которых предоставляются оригиналы или копии изданий, хранящихся в БЕН. В силу разных условий обслуживания пользователи Москвы и Подмосковья чаще заказывают через МБА оригиналы документов, пользователи из регионов – электронные копии [1].

  • Учет запросов читателей

Комплектование научной библиотеки невозможно без участия коллектива исследователей. Во многих организациях сотрудники приглашаются к комплектованию фондов. Обычно электронная форма заявки на приобретение литературы размещена на сайте библиотеки. Нередко библиотека рассылает сотрудникам организации прайс-листы издательств с просьбой отметить издания, рекомендуемые к закупке.

Действующая практика — Автоматизированная система экспертного комплектования

В Библиотеке по естественным наукам Российской академии наук (далее - БЕН РАН) была реализована автоматизированная система комплектования с привлечением экспертов. В 2014 году корпус экспертов насчитывал около 500 ученых из институтов, обслуживаемых библиотекой. Сотрудники БЕН РАН систематизируют информацию из разных источников о вышедших или планируемых к выходу изданиях и загружают описания изданий в систему. Загруженные описания автоматически рассылаются экспертам соответствующего профиля с просьбой в течение двух недель проанализировать издания и выставить оценки целесообразности приобретения. Информация о полученных каждым изданием оценках обрабатывается программой, которая формирует отчеты, позволяющие комплектаторам принимать решения о закупке [2].

Библиотека по естественным наукам РАН

  • Разные носители информации

В наши дни помимо пополнения печатного фонда, комплектование включает пополнение фондов на других носителях, а также обеспечение доступа к удаленным электронным ресурсам. Согласно данным международных опросов, в последние годы академические библиотеки в среднем тратят на оплату доступа к электронным ресурсам больше, чем на закупку печатных изданий [3].

Действующая практика — Использование библиометрического анализа для оптимизации комплектования

В Институте нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А.Трофимука Сибирского отделения РАН (ИНГГ СО РАН) создана база данных «Труды сотрудников ИНГГ СО РАН и ИГМ СО РАН». База данных позволяет осуществлять библиометрического анализа для разных целей. Помимо прочего, на его основе разработана методика комплектования периодических изданий. Наиболее востребованные в организации журналы выделяются в результате анализа цитирования и контент-анализа публикаций научных сотрудников. На основе выделенного кластера востребованных журналов корректируется репертуар подписки библиотеки.

Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А.Трофимука СО РАН

  • Сохранность фондов

Концепция сохранности фондов (библиотека = хранилище), которая для печатных изданий является устоявшейся и понятной, для электронной информации формируется "в режиме реального времени". В настоящее время многие библиотеки практикуют "двойное комплектование", т.е. закупают и печатные копии издания, и оплачивают доступ к нему в онлайн-ресурсах.

  • Фонды (ресурсы) собственной генерации

Обычной практикой в исследовательских учреждениях является создание коллекции трудов сотрудников. В последнее время стандартом является создание коллекций в виде баз данных, публикуемых в Интернет (репозиториев). Таким образом обеспечивается не только хранение публикаций, но и  повышение видимости работ, проводимых в организации.

Для создания репозиториев существует множество технических решений. Как правило, научные организации создают репозитории на свободном программном обеспечении. Как в мире в целом, так и в России наиболее популярными системами поддержки репозиториев являются DSpace и Eprints. Регламенты, определяющие наполнение репозитория, различаются – в одних организациях сотрудники обязаны вносить в базу все публикуемые работы, в других наполнение строится на добровольной основе.

Действующая практика — Создание онлайн-репозитория

По данным Webometrics Ranking Web of Repositories, Репозиторий Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (далее - УрФУ) является лучшим из открытых архивов российких академических организаций. В репозиторий, организованный на платформе DSpace, включено уже более 30 тысяч документов. Научные статьи сотрудников вуза размещаются в архиве при условии, что издатель предоставляет авторам право самоархивирования работ (размещения в сети в свободном доступе). Также в открытом архиве размещены учебные пособия, авторефераты диссертаций, выпускные квалификационные работы студентов. По мнению экспертов УрФУ, использование специализированного ПО для созданию открытого архива публикаций дает преимущества по сравнению с простым размещением публикаций на сайте, в частности, в том, что касается поисковой оптимизации.

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Наверх

Обслуживание читателей

  • Организация информирования читателей и сервисов поиска литературы

В современных библиотеках стандартом является наличие электронного каталога библиотеки с открытым интернет-доступом к нему (т.н. Online Public Access Catalogue или OPAC). Во многих библиотеках читателям доступен сервис электронного формуляра, позволяющий бронировать литературу и проверять сроки сдачи изданий.

Важнейшую роль играет сайт библиотеки, его полнота и прозрачность. Помимо сайта, все чаще библиотеки задействуют дополнительные сетевые каналы для информирования читателей о новых возможностях, грядущих мероприятиях.

Действующая практика — Благодарность библиотечным сотрудникам за вклад в исследование

При опубликовании научной работы авторы часто включают в текст благодарность тем, кто оказал помощь в проведении исследования. В частности, ученые благодарят в своих публикациях сотрудников библиотек за помощь в подборе литературы и информационных ресурсов, в оформлении библиографии. Таким образом, не только подчеркивается вклад конкретных сотрудников, но и роль научных библиотек в целом. Так, в статьях российских ученых, проиндексированных Web of Science в 2017 г., авторы выражают благодарность сотрудникам библиотеки Зоологического Института РАН и библиотеки Научного Центра РАН в Черноголовке.

  • Организация пространства и доступа к фондам

Переопределение роли библиотек затрагивает и организацию пространства и фондов. Общая тенденция здесь - предоставлять читателю все больше свободы. Устранение ограничений происходит за счет увеличения часов работы библиотеки; перехода от формата читальных залов к формату множества разнообразных читательских зон; разрешения самостоятельного доступа читателей к большей части фондов.

Действующая практика — Открытый доступ к фондам

В библиотеке Европейского университета в Санкт-Петербурге организован открытый доступ к фондам (более 50 тыс. единиц хранения). Хранилища и читальные залы составляют целостное пространство, в пределах которого читатель библиотеки самостоятельно ищет нужную литературу (при необходимости, обращаясь за консультацией), работает с материалами, делает ксерокопии. При желании взять издание по абонементу, читатель обращается к дежурному библиотекарю для занесения записи в формуляр. Вход в библиотеку оснащен RFID сканером, который сигнализирует о несанкционированном выносе издания за пределы библиотеки.

Европейский университет в Санкт-Петербурге

Зарубежный опыт  — Учет пожеланий читателей на этапе проектирования

В 2012 году в Университете Джонса Хопкинса открылось новое здание библиотеки Brody Learning Commons. Здание было построено на частные пожертвования (стоимость строительства превысила 32 млн $) и с учетом пожеланий будущих пользователей. Пожелания студентов были собраны в ходе онлайн-опроса, предварительно организованного университетом. По словам заведующего библиотеками и музеями университета, самым распространенным запросом студентов был естественный свет в помещениях библиотеки. Это пожелание легло в основу проекта здания.

  • Консультирование и обучение читателей

Многие научные библиотеки, и в первую очередь - библиотеки вузов позиционируют себя и как центры обучения информационным компетенциям. Традиционно обучение в библиотеке было посвящено поиску литературы. В наши дни в библиотеках обучают не только ориентированию в новой информационной реальности, но также авторским и исследовательским компетенциям. Поскольку информационное пространство бурно развивается, и сами библиотечные сотрудники вынуждены постоянно учиться, часто библиотеки организуют обучающие мероприятия с участием приглашенных экспертов.

Действующая практика — Организация обучающих мероприятий с учетом мнения читателей

Библиотека Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина проводит онлайн-опросы читателей для оценки информированности о ресурсах и сервисах библиотеки. Помимо прочего, читателей просят выбрать наиболее актуальные для них темы тренингов и семинаров, которые могла бы организовать библиотека. Варианты выбора (в одном из опросов):

  • Наукометрические показатели (импакт-фактор журнала, индекс Хирша, индекс цитирования); 
  • Подбор журнала, коллаборатора для публикации; 
  • Профиль автора в российских и зарубежных наукометрических базах данных; 
  • Подготовка и библиографическое оформление научной работы по требованиям ВАК; 
  • Learn to Write Science: Использование средств перевода при подготовке научных публикаций на английском языке; 
  • Zotero: персональная база знаний и менеджер библиографии, и др. 
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Зарубежный опыт  — Исследование информационной грамотности сотрудников

В зарубежных вузах регулярно проводятся исследования информационной грамотности студентов. Гораздо реже изучается информационная грамотность уже работающих исследователей и преподавателей. Между тем, в информационных компетенциях уже состоявшихся исследователей могут обнаруживаться значительные лакуны. В 2015 г. сотрудники библиотеки Университета Гента провели опрос научных сотрудников университета, посвященный информационным компетенциям. Например, сотрудников спрашивали, в какой мере они используют академические социальные сети, онлайн-сервисы размещения презентаций, программы работы с библиографией. Целью опроса было выяснить, по каким направлениям следует оказать поддержку ППС в повышении информационной грамотности. На основе результатов опроса были внесены изменения и новации в обучающую деятельность библиотеки [4].

  • Дополнительные возможности, доступные в библиотеке

Одним из трендов в развитии библиотек является превращение библиотеки в полноценное рабочее пространство для своих читателей, т.е. повышение удобства работы и вне рамок обеспечения литературой. Идеальный образ библиотеки здесь – это место, куда читатели приходят работать на весь день (или на всю ночь, как в случае многих зарубежных библиотек), и находят все необходимое. В рамках этого тренда библиотеки расширяют спектр технических средств, доступных читателям (стационарные компьютеры, ноутбуки, офисная техника, оборудование для презентаций), организуют пространства для разных видов работы (в том числе, помещения для совместной работы, совещаний, презентаций).

Зарубежный опыт  — Аренда ноутбуков в библиотеке (Laptops on loan)

В зарубежных библиотеках распространенной услугой является предоставление читателям ноутбуков во временное пользование на территории библиотеки. Например, в Университете Суррея (University of Surrey) читатель может взять ноутбук в пользование на 4 часа. Соответствующая запись заносится в его читательский формуляр, при превышении времени пользования начисляется штраф. На библиотечном лэптопе читатель может работать со своими файлами, имеет доступ в интернет, может отправлять документы на печать.

University of Surrey

Наверх

Обмен опытом и повышение квалификации

В условиях трансформаций библиотек и библиотечного дела сотрудникам библиотек не только необходимо освоить новые знания, но принять модель непрерывного повышения профессиональной квалификации. Чтобы быть экспертами в информационном обслуживании, библиотечные сотрудники вынуждены как минимум не отставать от читателей в освоении информационных технологий. В этой связи перед библиотеками стоят задачи привлечения новых кадров, а также организации постоянного обучения сотрудников. Помимо поддержки участия сотрудников в организованном обучении (на курсах, семинарах), большую роль играет поддержка участия в конференциях и обеспечение доступа к профессиональной литературе.

Действующая практика — Опрос сотрудников библиотеки

В Дальневосточном федеральном университете был проведен опрос библиотечных сотрудников с тем, чтобы оптимизировать повышение квалификации сотрудников. Сотрудников просили оценить уровень своей профессиональной уверенности, используемые возможности повышения квалификации, оценить эффективность тех или иных форм повышения квалификации, указать направления, по которым сотрудникам необходима методическая помощь. Результаты опроса помогли скорректировать деятельность по профессиональному развитию сотрудников [5].

Дальневосточный федеральный университет

  • Профессиональная периодика

В качестве авторитетных журналов о библиотеках можно упомянуть отечественные издания "Библиотечное дело", "Научные и технические библиотеки", "Библиотековедение", зарубежные журналы "College and Research Libraries", "Journal of Academic Librarianship".

  • Профессиональные конференции:
"Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса" (Крымская конференция).
"Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек" ("ЛИБКОМ"). 
"Корпоративные библиотечные системы: технологии и инновации" (конференция АРБИКОН).
"Электронные научные и образовательные ресурсы: создание, продвижение и использование" (конференция НЭИКОН).
"SCIENCE ONLINE: электронные информационные ресурсы для науки и образования" (конференция НЭБ).

Действующая практика — Конкурс библиотечных инноваций

Одним из способов обмена лучшими практиками и популяризации эффективных решений является проведение профильных конкурсов. Так, в 2013-2014 гг. по инициативе Государственной публичной научно-технической библиотеки СО РАН был проведен Межрегиональный конкурс научных и методических проектов «Эффективная научная библиотека: идеи, подходы, решения». На конкурс было подано 17 заявок от научных библиотек учреждений СО РАН. На конкурс принимались проекты, "которые могли быть рекомендованы к внедрению в библиотечную, информационную, научную, научно-методическую практику, в хозяйственную или управленческую деятельность научных библиотек, а также предложения, вносящие принципиально новое в деятельность библиотеки и дающие реально ощутимый эффект". По результатам оценки жюри были отобраны 5 проектов библиотечных инноваций, признанных победителями. Авторы получили дипломы и призы.

Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН

Наверх

[1] Колерова, Т. С. «Служба межбиблиотечного абонемента Библиотеки по естественным наукам РАН и комплектование её фонда.» Научные и технические библиотеки 3 (2016): 12-18.  Назад

[2] Каленов, Н.Е. «Современные информационные технологии в деятельности библиотеки по естественным наукам РАН.» Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Информационные технологии 12.3 (2014).  Назад

[3] Компанией Publishers Communication Group (PCG) регулярно проводится исследование практик и нужд библиотек. По данным одного из последних исследований, в 2014г. академические библиотеки в Европе в среднем тратили 55% бюджета комплектования на оплату доступа к электронным ресурсам, библиотеки Северной Америки - 72% бюджета, библиотеки в развивающихся странах - 47% бюджета.  Назад

[4] De Meulemeester, Ann, et al. "Self-reported Information Literacy Skills Among Researchers Within a Medical and Health Science Faculty." European Conference on Information Literacy. Springer, Cham, 2016.  Назад

[5] Зборовская, Е.Г. «Повышение компетентностного уровня информационно-библиотечных специалистов Научной библиотеки Дальневосточного федерального университета.» Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение 1 (17) (2015).  Назад