Регулярная аттестация научных работников

Организация системы аттестации научных работников
Нормативная база проведения аттестации научных работников
Периодичность и график проведения аттестации
Состав аттестационной комиссии
Категории работников, подлежащих и не подлежащих аттестации
Критерии оценки результативности труда научных работников
Порядок проведения аттестации
Основные проблемы, связанные с реализацией аттестационных мероприятий 

Одним из главных принципов эффективного управления человеческими ресурсами (кадровой работы) в научных и образовательных организациях высшего образования является организация системы аттестации профессиональной деятельности научных работников. Она позволяет осуществлять поиск скрытых резервов и содействует раскрытию потенциальных возможностей научных работников в целях повышения уровня отдачи от их труда. Кроме того, подобная практика позволяет выполнять регулятивную функцию в отношении подбора и расстановки кадров, выплаты денежных вознаграждений, решать ряд важных задач, связанных с подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации, как отдельных работников, так и целых подразделений.

Организация системы аттестации научных работников

Аттестация научных работников проводится с целью подтверждения соответствия работников занимаемым ими должностям научных работников на основе оценки результатов их профессиональной деятельности. Организация системы аттестации в научных и образовательных организациях высшего образования предусматривает:

  • разработку формы, методик и правил проведения аттестации, включая определение категорий работников, в отношении которых проводится аттестация, систему объективных критериев (показателей) результативности их труда;
  • создание аттестационной комиссии, ответственной за сбор и анализ информации о результатах трудовой деятельности каждого научного работника;
  • формирование и ведение информационной базы, в которой фиксируются достижения каждого научного работника по всем установленным переменным;
  • издание нормативных документов по подготовке и проведению аттестации, включая распорядительные (приказы, положения, в т.ч. положение об аттестации, приказ о проведении аттестации); методические (инструкции, рекомендации, в т. ч. инструкция по хранению персональной информации, памятки для сотрудников, проходящих аттестацию); организационные (списки аттестуемых работников, графики проведения аттестации и т. д.);
  • подготовку документации для проведения аттестации (формы, бланки, необходимые для работы аттестационной комиссии, аттестационные листы и т. д.);
  • разработку алгоритма подведения итогов и принятия управленческих решений. 

Наверх

Нормативная база проведения аттестации научных работников

Нормативными документами, определяющими порядок, общие правила и регламент проведения аттестации в научных и образовательных организациях высшего образования, являются:

  • Трудовой кодекс РФ; 
  • локальный нормативный документ (например, положение об аттестации научных работников), устанавливающий единые требования к периодичности, процедуре, методике проведения аттестации, а также к содержанию, порядку разработки и утверждения методик аттестации в организации научных работников в организации; 
  • критерии (показатели) результативности труда научных работников. 

Положение об аттестации научных работников разрабатывается на основе документов, регулирующих деятельность организации в области управления персоналом, а также типовых положений об аттестации работников, желательно учесть рекомендации профильных министерств и ведомств. В данном случае следует руководствоваться Порядком проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утвержден (приказ от 27 мая 2015 г. N 538), который определяет правила, основные задачи и принципы проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников в научных организациях, организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также в иных организациях, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность. При разработке внутреннего документа об аттестации необходимо помнить, что он не должен противоречить Трудовому кодексу РФ.

В положении об аттестации научных работников должны быть отражены: 

  • цель и задачи аттестации;  
  • категории работников, подлежащих и не подлежащих аттестации; 
  • сроки и график проведения аттестации; 
  • принцип формирования и состав аттестационной комиссии; 
  • порядок проведения аттестационных мероприятий; 
  • критерии оценки результативности труда научных работников; 
  • подведение результатов аттестации. 

Положение об аттестации может содержать приложения, включающие различные формы документов, бланки, необходимые для работы аттестационной комиссии, перечень количественных показателей результативности труда научных работников, проект протокола заседания аттестационной комиссии и т.п. Положение об аттестации утверждается руководителем организации и под роспись доводится до сведения каждого работника, занимающего должность научного работника.

Наверх

Периодичность и график проведения аттестации

Аттестация научных работников в научных и образовательных организациях высшего образования должна осуществляться на регулярной основе, но не чаще чем один раз в два года и не реже чем один раз в пять лет. Периодичность и сроки ее проведения определяются руководителем организации и прописываются в нормативных документах – положении об аттестации. График аттестационных мероприятий, устанавливающий конкретные даты проведения проверки и представления в аттестационную комиссию всех необходимых материалов, доводится до сведения аттестуемых работников не позднее, чем за один месяц до даты начала процедуры аттестации.

 Наверх

 

Состав аттестационной комиссии

Аттестация научных работников проводится аттестационной комиссией, которая создается и утверждается руководителем организации. Как правило, в состав аттестационной комиссии входят: председатель, заместитель председателя, секретарь, члены комиссии, эксперты. Рекомендуемый численный состав комиссии составляет не менее трех человек. Работа членов комиссии организуется в строгом соответствии с нормативными документами и утвержденными инструкциями (положением об аттестационной комиссии). 

Основными задачами аттестационной комиссии являются обеспечение соблюдения принципов аттестации и обеспечение объективности экспертных оценок. Кроме того, члены аттестационной комиссии должны отвечать за проведение мероприятий, направленных на разъяснение целей, задач и порядка проведения аттестации, формирование информационной базы сведений о результатах трудовой деятельности аттестуемых и контроль за их полнотой и достоверностью, анализ представленных на рассмотрение материалов.

Наверх

Категории работников, подлежащих и не подлежащих аттестации

Категории работников, в отношении которых проводится аттестация, должны устанавливаться согласно перечню научных должностей руководителей, специалистов и других работников, определенных штатным расписанием организации. Так, к категории работников, занимающих научные должности, могут быть отнесены: директор (заведующий) научного подразделения, заместитель директора (заместитель заведующего) научного подразделения, ведущий, главный, старший, младший научные сотрудники, научный сотрудник, стажер-исследователь. Квалификационные характеристики должностей научных работников утверждены Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37 «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих».

Следует учесть, что для некоторых категорий работников проводить аттестацию неправомерно. Например, это работники, занимающие должность мене 1 года, беременные женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Кроме того, от аттестации могут быть освобождены и иные категории научных работников, к примеру, успешно прошедшие конкурс ППС, работники со степенью PhD, нанятые на международном рынке труда, ординарные профессора и др. 

Наверх

Критерии оценки результативности труда научных работников

Разработка системы критериев (показателей) результативности труда научных работников осуществляется в соответствии с нормативными и стратегическими документами организации, такими как программа развития организации, дорожная карта, должностные инструкции, стандарты и регламенты выполнения работы и т. п. Критерии оценки должны быть четкими, формализованными и измеримыми. Оценку труда научных работников следует дифференцировать в зависимости от специфики научных направлений.

В качестве основного продукта труда научных работников могут рассматриваться: рецензируемые за отчетный период публикации (статьи, обзоры, тезисы докладов, материалы конференций), размещенные в различных российских и международных информационно-аналитических системах научного цитирования; научные монографии; выпущенная конструкторская и технологическая документация; объем научных работ в авторских листах; выступления на конференциях; реализованные инновационные проекты; созданные результаты интеллектуальной деятельности; учебные курсы; программы повышения квалификации; научное руководство; влияние на привлечение финансовых ресурсов в организацию и пр.

Наша последняя аттестация, которая состоялась в сентябре 2015 г, базировалась на анкетировании. Анкета была составлена нами самостоятельно, но исходили мы из показателей дорожной карты. Вот, у нас есть некий план, по которому институт должен развиваться, соответственно, вклад каждого из сотрудников пропорционально его должности… там был вклад в публикационную активность, которую делает сотрудник, вклад во внебюджетную деятельность, вклад в образовательную деятельность, вклад в развитие и создание научно-технологической документации.

Всероссийский научно-исследовательский институт защиты растений

Большинство показателей тесно связано с 5-100. То, что сейчас на сайте размещено, соответствует основной программе развития, которая есть сейчас, а она базировалась на 5-100. Поэтому что интересного внутри программы, в частности Scopus и WoS, это и есть те показатели, которые указаны. Есть еще отдельная оценка подразделений и сотрудников, которая не ограничивается только Scopus и WoS, а включает и РИНЦ и другие показатели, которых нет в программе 5-100, связанных с учебно-методический работой, например, повышение квалификации, которой там в принципе нет.

Санкт-Петербургский политехнический университет

Наверх

Порядок проведения аттестации

Процедура аттестации включает три основных этапа:  

  • Подготовка к проведению аттестации. На данном этапе разрабатываются и утверждаются все нормативные и методические материалы, готовится приказ о проведении аттестации и утверждается состав аттестационной комиссии. Формируются списки работников, подлежащих аттестации, и готовятся формы, бланки, необходимые для работы аттестационной комиссии. Информация о проведении аттестационных мероприятий доводится до сведения работников. 
  • Проведение аттестации. Аттестационная комиссия проводит заседание, на котором рассматриваются представленные в информационной базе сведения о трудовой деятельности научных работников и оценивают соответствие работника занимаемой должности путем проставления оценок и/или баллов по всем заданным переменным, количества / процентов достижений, определяющих успешное прохождение работником аттестации. Процедура аттестации может быть основана на постановке и контроле пороговых значений показателей, которые должны быть достигнуты научным работником в соответствии с занимаемой должностью. Распространенной методом является балльная система оценки труда, когда достижение каждого установленного критерия оценивается в баллах или по шкале значимости.
  • Подведение итогов аттестации. Аттестационная комиссия подводит обобщающие итоги и выносит решение о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности. Например, решением может быть перевод сотрудника на другую должность, включение работника в кадровый резерв и прочее. 

Наверх

Основные проблемы, связанные с реализацией аттестационных мероприятий

Аттестация научных работников является одной из сложных задач в управлении кадрами, обусловленными тем, что она связана с конкретными людьми, разными по форме, направлению и средствам научной и научно-технической деятельности, профессионально- ценностным ориентациям, потребностям в самосовершенствовании, стремлению к самореализации и профессиональному росту. Серьезные трудности вызывают как определение критериев количества и качества труда, так и разработка методологии принятия управленческих решений. 

В этой связи при реализации аттестационных мероприятий целесообразно:

  • придерживаться официально утвержденных документов;
  • использовать комплексную систему оценки, предусматривающую широкий круг показателей, характеризующих количество и качества труда научных работников;
  • установить общие правила и единые критерии оценки количества и качества труда для всех аттестуемых научных работников, что исключит возможность возникновения конфликтов и недопонимания по поводу принятого решения;
  • разъяснять научным работникам и их руководителям основные принципы и значимость аттестации, что устранит формальный подход с их стороны к проведению аттестации. 

Наверх