Содействие профессиональному росту специалистов
Обучение сотрудников
Стажировки
Барьеры
Различные меры поддержки профессионального роста научных работников сегодня довольно широко используются научными организациями и вузами. Более того, они в высшей степени диверсифицированы. Наиболее распространенными формами такой поддержки являются организация обучения сотрудников и направление их на конференции и другие специализированные академические мероприятия.
Поддержка академической мобильности
Общепринятой позицией руководителей организаций и их подразделений является признание значимости научных конференций как фактора профессионального роста в науке. Участие в таких мероприятиях способствует не только актуализации знаний сотрудников, но и формированию новых профессиональных связей, поддержке научной репутации организации.
Участие сотрудников в конференциях, как правило, финансируется в соответствии с одним из следующих подходов:
- за счет средств организации на конкурсной основе (например, конкурс трэвэл-грантов Научного фонда Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики");
- в рамках исследовательских проектов за счет грантовых средств, если такая возможность предусмотрена регламентом и конкурсной документацией;
- за счет принимающей стороны-организатора конференции;
- за счет личных средств сотрудников.
Действующая практика — оплата участия в конференциях на конкурсной основе
Постоянно направляем на участие в конференциях. [...] У нас конкурсные условия. Мы формируем списки, куда можно поехать, в каких конференциях поучаствовать, и каждый подает – с чем он будет участвовать, как он планирует это участие. Мы рассматриваем, чтобы интересы участника совпадали с вектором развития университета.
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
Обучение сотрудников
По содержанию обучения можно выделить следующие виды обучающих мероприятий:
- курсы иностранных языков наиболее широко реализуются организациями и в высшей степени востребованы их сотрудниками;
- работа с компьютером и компьютерными программами и инструментами (статистические пакеты, базы данных и др.);
- работа с библиографическими базами;
- работа с оборудованием;
- специализированные курсы, обусловленные спецификой организации и/или ее области.
Действующая практика — оплата кураторской работы
По моим представлениям самый большой эффект идет от наставничества. [...] Положение о наставничестве создано, предложено руководству, сейчас мы рассматриваем его. Думаю, что оно будет принято в ближайшее время, и мы будем платить всем сотрудникам старшего возраста, которые будут работать с молодежью, поднимать их квалификацию и следить за тем, как они будут обучаться, создавать им программы, и т.д.
Действующая практика — организация партнерских центров обучения
Одна из проблем, очень больших, это слабые знания иностранного языка. Мы создали центр академического письма совместно с посольствами США и Великобритании. Сейчас он активно заработал, очень большой популярностью пользуется. Мы вышли даже на гранты с этим центром. Мы сотрудничаем по проведению площадок по академическому письму.
Действующая практика — организация обучения работе на высокотехнологичном оборудовании
В Российском университете дружбы народов реализуется серия программ обучения работе на инновационном оборудовании Центра коллективного пользования РУДН. Обучение проводится на платной основе для слушателей, имющих высшее образование, и в зависимости от вида оборудования занимает от 6 до 72 академических часов.
Зарубежный опыт
В колонке журнала Nature приведена подборка ссылок на организации, реализующие обучение лидерству (руководству) в научных коллективах (раздел Training Options). Перейдя по ссылкам, можно ознакомиться с разными вариантами программ и форматов обучения. Некоторые из них реализованы силами университетов (иногда в партнерстве), другие - коммерческими компаниями, специализирующимися на консультировании. Например, немецкая hfp consulting предлагает целую линейку курсов для ученых на разных уровнях карьеры. В числе прочих, компания проводит и курс "Женщины-лидеры в науке" (Female Leaders in Science).
Недавно опубликованы результаты масштабного онлайн-опроса ученых, посвященного психологическому климату в исследовательских коллективах. Авторы уверены, что наличие управленческих знаний у руководителей напрямую влияет на атмосферу в коллективе. Более 40% опрошенных исследователей хотели бы, чтобы их руководители проходили обучение по вопросам управления. Что касается, ученых-руководителей, более 80% или проходили недавно такое обучение, или хотели бы его пройти. Среди тех, кто недавно проходил обучение, подавляющее большинство считает это полезным.
- за счет средств организации (как правило, на конкурсной основе);
- за счет иных средств:
- в рамках выполнения грантовых проектов;
- за счет сторонней организации;
- за счет личных средств сотрудника.
Действующая практика — частичная оплата организацией стоимости обучения
У нас недавно были курсы по комплексу компьютерной программы. Директор договорился с вузом, чтобы мы ходили туда на эти курсы. Но курсы платные – договорились, чтобы половину оплатил Институт, половину сотрудник. И у нас желающих было порядка 30-40 человек, чтобы повысить квалификацию.
Действующая практика - обусловленная оплата обучения сотрудников
У нас есть понимание, что именно институт должен оплачивать обучение. Когда мы заключаем договор на какое-то серьезное обучение, мы [ставим условие], что человек должен отработать у нас не менее трех лет. Иногда заплатишь такие деньги, а потом человек бросает все и уходит – никакого интереса нет его учить. Поэтому заключаются такие договоры - если сотрудник согласился на это, то и организация идет на обучение.
Тамбовский научно-исследовательский институт сельского хозяйства
- обучение, проводимое собственными силами;
- обучение, проводимое с привлечением сторонней организации.
Действующая практика — организация совместного семинара
Что такое семинар – это наши коллеги из нашего университета и наши коллеги из других вузов, международные коллеги выступают с семинарами, примерно это происходит раз в месяц. Это можно оформить тоже как повышение квалификации, и это как раз самая интересная и правильная форма, потому что это не изучение «Word», всех этих функций, а люди действительно слушают, что делается в других областях науки, какие последние достижения.
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского
Действующая практика — организация специализированного подразделения
У нас есть Институт стратегического партнерства и повышения квалификации и отдельный проректор по развитию и управлению персонала, в том числе и по повышению квалификации. Эти две структуры постоянно работают с центрами, с экспертами, которые занимаются вопросами повышения квалификации. Это всевозможные программы, в частности, практически весь руководящий состав на прошлой неделе прошел обучение по программе, созданной при поддержке Министерства образования и науки, по финансовому менеджменту в Томском государственном университете.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
- обучение, реализуемое в рамках разовых академических мероприятий (семинаров, лекций, тренингов, мастер-классов).
- краткосрочные курсы;
- среднесрочные (до 6 мес.);
- долгосрочное обучение.
Стажировки
Финансовое обеспечение стажировки ввиду отсутствия у многих организаций средств на данную форму поддержки возлагается, как правило, на принимающую сторону или самого сотрудника. Вклад базовой организации заключается в нивелировании бюрократических барьеров, связанных с документальным оформлением данного процесса.
Стажировки для научных сотрудников, в том числе зарубежные предусмотрены, например, на Научно-производственном предприятии "Рубин" (г.Пенза), в Национальном исследовательском универсиете "Высшая школа экономики", Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова (г.Якутск) и др.
Действующая практика — стажировки в ведущих зарубежных центрах
...более половины молодежи, которая сейчас несет на своих плечах два наших работающих коллайдера и нашу самую большую мегаустановку, минимум по году проработали в Фермилаб. Они прошли школу там, они знают, как устроена работа на обменнике, как устроена американская наука. И сейчас у нас студенты ездят туда регулярно – кто на два-три месяца, кто на полгода, кто на год. За последние 5 лет все вернулись назад. Им это интересно, и нам это интересно и важно.
Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН
Барьеры
- Убежденность руководителей организаций и/или их подразделений в отсутствии необходимости содействия профессиональному росту научных работников. Как правило, такая позиция обосновывается тем, что основной научный коллектив состоит из сотрудников, имеющих большой стаж и, следовательно, a priori высокий уровень компетенций.
- Нехватка финансовых ресурсов для полной или частичной оплаты мероприятий по повышению квалификации сотрудников (курсов повышения квалификации, участия в международных или российских академических мероприятиях).
- Выбор практик с учетом имеющихся ресурсов: организация внутренних конференций, разработка и чтение курсов на базе существующих научных и образовательных подразделений и др.
- Использование установленных партнерских связей, привлечение и сотрудничество с другими заинтересованными организациями (в т.ч. в рамках действующих проектов).
- Осуществление мер повышения квалификации сотрудников на конкурсной основе в целях обеспечения поддержки наиболее перспективным сотрудникам, коллективам, проектам.
- Использование бесплатных образовательных онлайн-платформ и открытых ресурсов.