Cопоставление с ведущими мировыми и отечественными организациями

Методика бенчмаркинга
Поиск и отбор организаций-партнеров по бенчмаркингу
Методы сбора информации в бенчмаркинге
Сопоставительный анализ
Рекомендации и дорожная карта изменений и реорганизаций 

Этап анализа  показателей результативности научной и научно-технической деятельности организации в сравнении с показателями партнеров по бенчмаркингу предполагает:

  • разработку и утверждение методики бенчмаркинга, формирование методологических подходов, включая подбор  показателей и методов бенмаркинговых исследований;
  • выполнение работ по  поиску и отбору организаций-объектов сравнения, или партнеров по бенчмаркингу (например, ведущих мировых и отечественных научно-образовательных центров); 
  • сбор данных,  подробное описание собранных сведений (бизнес-процессов, направлений, правил, технологий, методов и т.п.);
  • сопоставительный анализ по видам деятельности, подразделениям, организациям в целом; 
  • выявление сильных и слабых сторон, наиболее эффективных методов и результатов деятельности, а также обеспечивающих их условий и факторов, подготовка рекомендаций и дорожной карты изменений и реорганизаций.

Методика бенчмаркинга

Для  эффективного проведения сопоставительных исследований показателей научной и научно-технической деятельности необходимо разработать самостоятельно или применить готовую методику бенчмаркинга. Как правило, методика содержит пошаговые действия по этапам бенчмаркинга,  включая подробное описание каждого шага, снабжается необходимыми формами документов для проведения бенчмаркинга. 

На этой же итерации бенчмаркинга определяется состав сопоставляемых показателей и методы исследований. При этом, как правило, выбираются количественные показатели и сложившиеся подходы к измерению. Менее «осязаемые» качественные показатели, такие, например, как «удовлетворенность исследователей своей деятельностью в  организации» или «творческий потенциал коллектива», используются значительно реже, поскольку довольно сложно определить объект сопоставления и произвести нормализацию информации. В этой связи инструментом бенчмаркинга становятся показатели, связанные с ключевыми результатами  научной и научно-технической деятельности. 

Зарубежный опыт

В ходе онлайн-опроса руководящих работников британских университетов выяснилось, что в большинстве университетов практикуются формализованные сопоставления с другими организациями. Более половины участников опроса отметили, что проводимые в их университете сопоставления с другими организациями скорее полезны. Опрос показал большое расхождение респондентов относительно того, какие показатели организаций следует включать в сопоставление. Единственный показатель, относительно которого большинство опрошенных согласились, что его стоит включать в бенчмаркинг, был результат оценки организации в RAE/REF (национальная система оценки, охватывающая только британские организации). [1].

 

Наверх

Поиск и отбор организаций-партнеров по бенчмаркингу

Процедура поиска  партнеров в бенчмаркинге именуется «процессом STC». Аббревиатура составлена из начальных букв трех английских терминов – skim (беглый обзор от англ. «to skim»  — бегло прочитать, пробежать глазами), trim (приведение в порядок от «to trim» — отделывать, шлифовать) и  cream (выбор лучших от «to cream» — «снимать сливки»). Таким образом, на данном этапе выполняется общий обзор имеющихся источников информации и  сбор необходимых доступных данных, осуществляется подробное описание собранных сведений (устанавливаются виды деятельности, включая отдельные процессы, направления исследований, проекты, технологии, методы, потенциальные возможности и результаты).

Наверх

Методы сбора информации в бенчмаркинге

При поиске информации для выбора «эталона» по бенчмаркингу используют различные принятые  в мировой практике методы сбора информации:

  • методы прямого сбора, при которых интересующая информация получается непосредственно из отчетов, докладов, публикаций и патентов конкурента;
  • методы дополнительных расчетов, которые на основании полученных данных путем привлечения и сведения информации из разных источников, экспертных оценок, экономико-математических расчетов, причинно-следственного анализа позволяют получить дополнительные, интересующие организацию данные, в том числе  о реальном, а не декларируемом положении конкурента;
  • метод мониторинга конкурента, предполагающий постоянное внешнее наблюдение, отслеживание поведения конкурента, его отношений с партнерами и государственными органами, происходящих изменений, поведения руководителей, ведущих специалистов, их перемещений, контактов, высказываний;
  • изучение конкурента изнутри, в частности  получение  информации от сотрудников организации-конкурента в ходе официальных и неофициальных встреч, например, на научных симпозиумах, конференциях, семинарах, встречах, корпоративных мероприятиях; 
  • метод опосредованного сбора, включая  информационно-аналитические сборники, руководства и обзоры лучшей практики, доклады по различным областям науки, издаваемые международными организациями, в частности ОЭСР, Евросоюзом, ЮНЕСКО, мировыми и отечественными научно-образовательными центрами, электронные базы данных и прочую  информацию консалтинговых, инжиниринговых, страховых, аудиторских и инвестиционных компаний по организациям, списки победителей рейтингов и др. 
  • методы анализа интернет-активности конкурентов, отслеживание их трафика, интернет-опросы.

Информация, собранная из перечисленных выше источников, составляет основу «конкурентного досье», содержащего важнейшие характеристики деятельности партнеров по бенчмаркингу и являющегося необходимым элементом банка данных организации.

Наверх

Сопоставительный анализ

Собранная информация классифицируется, систематизируется, интерпретируется и анализируется. Бенчмаркинг показателей организаций, выполняющих исследования и разработки, основан на  сопоставлении собственных индикаторов  результативности  с соответствующими характеристиками  ведущих мировых и отечественных научно-образовательных центров. При этом  каждый объект описывается набором входных (потенциал) и выходных (результаты) параметров. Результативность определяется как отношение выходов ко входам. 

Бенчмаркинг показателей следует производить с применением различных методов анализа, в частности  метода DEA (Data Еnvelopment Analysis), который позволяет  исследовать все важные факторы, воздействующие на изучаемые объекты (научные организации, коллективы, лаборатории, отдельных исследователей) и визуализировать полученные результаты. Изучая эффективность объектов, можно понять, какие объекты работают более и какие менее продуктивно. Лидеры, эффективно использующие свои ресурсы (например, внутренние затраты на ИР и численность исследователей), оцениваются 100% (или 1) результативностью,  в частности  публикационной или изобретательской активностью, в то время как менее успешные объекты получают оценки эффективности в пределах от 0 до 100% (или 0 до 1).

Данный метод позволяет не только  классифицировать изучаемые объекты бенчмаркинга по степени результативности, но и визуализировать положение исследуемых объектов в пространстве показателей. Кроме того, для каждого объекта вычисляются параметры, при которых он мог бы работать более эффективно. 

Оценка возможностей организации в достижении необходимых характеристик в сравнении с партнером (или партнерами) по бенчмаркингу может проводиться с применением метода GAP – анализа, (от англ. gap — брешь, прореха) который позволяет оценить существующий «разрыв» между работой собственной организации и работой партнера по бенчмаркингу. 

Полученные данные о размерах разрыва должны быть дополнены анализом факторов, приведших организации-партнеры по  бенчмаркингу к лидирующим позициям. В идеале, должны быть выявлены методы работы и технологии, позволившие конкурентам достичь высокой эффективности и лучших результатов. Если разрыв в эффективности деятельности  собственной организации и партнера по бенчмаркингу слишком велик, то ставятся и достигаются промежуточные цели.

Наверх

Рекомендации и дорожная карта изменений и реорганизаций 

Рабочая группа, осуществляющая бенчмаркинг, разрабатывает рекомендации и дорожную карту (план) по реализации изменений, состоящую из комплекса конкретных мер и механизмов с выделением контрольных дат (сроков реализации изменений) и целевых значений показателей, достигаемых в результате  выполнения преобразований. Как правило, дорожная карта  разбивается на несколько крупных этапов (блоков), каждый из которых обеспечивает улучшение показателей и позиционирования организации в заданном направлении.

Наверх

[1] Tee, K. F. (2016). Suitability of performance indicators and benchmarking practices in UK universities. Benchmarking: An International Journal, 23(3), 584-600.

Назад