Оценка текущего состояния организации
Планирование бенчмаркинга
Принципы оценки текущего состояния организации
Ключевые факторы, определяющие позицию организации
Принятие решения о проведении бенчмаркинга начинается с оценки текущего состояния организации и диагностики ее проблем (особенно активно используемым в данном случае является SWOT-анализ). При планировании бенчмаркинга в фокусе находятся следующие вопросы:
- Является ли собственная организация лидером, и если нет, то какие организации находятся на самых высоких позициях рейтинга?
- Почему собственная организация лидирует, каковы ее конкурентные преимущества (ключевые факторы успеха)?
- Если собственная организация не является лидером, то какие факторы не позволяют ей стать таковой?
- Что должно быть сохранено или изменено в организации, чтобы удержать либо достичь лидерские позиции?
- Какими методами и способами можно добиться сохранения или улучшения собственной конкурентной позиции?
Планирование бенчмаркинга
На этапе планирования бенчмаркинга осуществляются следующие работы:
- определяются области исследований и сопоставлений, а также объемы ресурсов, выделяемых для их осуществления;
- осуществляется оценка текущего состояния организации, формируется понимание того, что в собственной организации требует улучшения в первую очередь, и насколько организация способна к изменениям в этой области;
- создается рабочая группа, в которую, как правило, включают специалистов, как из различных подразделений организации, так и внешних, что позволяет охватить наиболее широкий круг аспектов сопоставительных исследований с целью более глубокого, полного и объективного оценивания характеристик и показателей — собственных и эталонных;
- выявляется уже имеющаяся информация и пробелы в данных, на основе которых планируется проведение исследований;
- определяется вид бенчмаркинга, зависящий от целей, задач, объектов и субъектов (партнеров) сопоставительных исследований.
Принципы оценки текущего состояния организации
При осуществлении оценки необходимо учитывать, что:
- во избежание получения общих и бесполезных заключений необходим критический отбор и ранжирование количественных и качественных показателей, отражающих преимущества и недостатки (сильные и слабые стороны) организации, выполняющей исследования и разработки, по степени их значимости (ключевые факторы успеха), а также определяющих выбор приоритетов развития (трансформации);
- оценка должна основываться на объективных и актуальных данных, что позволит рассчитать прогнозные значения оцениваемых показателей, включая реально и максимально достигаемые величины, определить положение, которое займет организация при успешной реализации бенчмаркинга, выявить все возможные преимущества и бонусы, которые будут получены в результате проведения полного цикла изменений.
Ключевые факторы, определяющие позицию организации
Выявление собственных конкурентных преимуществ осуществляется на основе определения и сопоставительного анализа общих для соответствующей сферы научной и научно-технической деятельности ключевых факторов успеха, наличие или отсутствие которых определяет конкурентную позицию организации, выполняющей исследования и разработки. К их числу относятся:
- опыт и объемы выполненных исследований и разработок;
- диверсифицированность источников финансирования;
- возрастные, квалификационные и компетентностные характеристики кадрового состава;
- обеспеченность специализированным научным оборудованием;
- наличие развитой инфраструктуры (исследовательских лабораторий, испытательных центров и полигонов, структурных подразделений интеллектуальной собственности и трансфера технологий, специализированных библиотек и др.);
- результативность (в частности публикационная и патентно-лицензионная активность);
- деловые связи (участие в международных проектах, рабочих группах, экспертных советах, конференциях, форумах, симпозиумах и др.);
- деловая репутация организации, которая может определяться в виде разницы между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.