Оценка текущего состояния организации

Планирование бенчмаркинга
Принципы  оценки текущего состояния организации
Ключевые факторы, определяющие позицию организации 

Принятие решения о проведении бенчмаркинга начинается с оценки текущего состояния организации и диагностики ее проблем (особенно активно используемым в данном случае  является SWOT-анализ). При планировании бенчмаркинга в фокусе находятся следующие вопросы:

  • Является ли собственная организация лидером, и если нет, то какие организации находятся на самых высоких позициях рейтинга?
  • Почему собственная организация лидирует, каковы ее  конкурентные преимущества (ключевые факторы успеха)?
  • Если собственная организация не является лидером, то какие факторы не позволяют ей стать таковой?
  • Что должно быть сохранено или изменено в организации, чтобы удержать либо достичь  лидерские позиции? 
  • Какими методами и способами можно добиться сохранения или улучшения собственной конкурентной позиции?

Планирование бенчмаркинга


На этапе планирования бенчмаркинга осуществляются следующие работы:
  • определяются области исследований и сопоставлений, а также объемы ресурсов, выделяемых для их осуществления;
  • осуществляется оценка текущего состояния организации, формируется понимание того,  что в собственной организации требует улучшения в первую очередь, и насколько организация способна к изменениям в этой области;
  • создается рабочая группа, в которую, как правило, включают специалистов, как из различных подразделений организации, так и внешних, что позволяет охватить наиболее широкий круг аспектов сопоставительных исследований с целью более глубокого, полного и объективного оценивания характеристик и показателей — собственных и эталонных;
  • выявляется уже имеющаяся информация и пробелы в данных, на основе которых планируется проведение исследований;
  • определяется вид бенчмаркинга,  зависящий от целей,  задач, объектов и субъектов (партнеров)   сопоставительных  исследований. 

Наверх

Принципы  оценки текущего состояния организации


При осуществлении оценки необходимо учитывать, что:
  • во избежание получения общих и бесполезных заключений необходим критический  отбор и ранжирование количественных и качественных показателей, отражающих  преимущества и недостатки (сильные и слабые стороны) организации, выполняющей исследования и разработки, по степени их значимости (ключевые факторы успеха), а также определяющих выбор приоритетов развития (трансформации);
  • оценка должна основываться на объективных и актуальных данных, что позволит рассчитать прогнозные значения оцениваемых показателей, включая реально и максимально достигаемые величины, определить положение, которое  займет организация при успешной  реализации бенчмаркинга, выявить все возможные преимущества и бонусы, которые будут  получены в результате  проведения полного цикла изменений. 

Наверх

Ключевые факторы, определяющие позицию организации


Выявление собственных конкурентных преимуществ осуществляется на основе определения и сопоставительного анализа общих для соответствующей сферы научной и научно-технической деятельности ключевых факторов успеха, наличие или отсутствие  которых определяет конкурентную позицию организации, выполняющей исследования и разработки. К их числу относятся:
  • опыт и объемы выполненных исследований и разработок;  
  • диверсифицированность источников финансирования;  
  • возрастные, квалификационные и компетентностные характеристики  кадрового состава; 
  • обеспеченность специализированным научным оборудованием;  
  • наличие развитой инфраструктуры (исследовательских лабораторий, испытательных центров и полигонов, структурных подразделений интеллектуальной собственности и   трансфера технологий, специализированных библиотек и др.);  
  • результативность (в частности публикационная и патентно-лицензионная активность);  
  • деловые связи (участие в международных проектах, рабочих группах, экспертных советах, конференциях, форумах, симпозиумах и др.); 
  • деловая репутация организации, которая может определяться в виде разницы между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.

Наверх