Виды и принципы бенчмаркинга
Бенчмаркинг в академических организациях
Виды бенчмаркинга
Принципы бенчмаркинга
Барьеры, сдерживающие применение бенчмаркинга российскими исследовательскими организациями
Бенчмаркинг, являющийся активно применяемой технологией сопоставления и внедрения лучших результатов, идей и практик, в настоящее время приобрел системный характер деятельности, осуществляемой на регулярной основе. В ряде стран, например, США, Японии и других программы бенчмаркинга развиваются при государственной поддержке, так как считается, что благодаря этому инструменту выигрывает экономика страны в целом.
Бенчмаркинг — это процесс выявления, сопоставительного анализа, а также адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования организации и лучших практик с целью повышения собственной эффективности и конкурентоспособности. Он в равной степени включает процессы выявления и сопоставления, оценивания и анализа, адаптации и внедрения.
Справка
Термин «бенчмаркинг» произошел от англ. «benchmark» в котором «bench» переводится как «уровень» и «mark» — как «отметка», что обозначает отметку на фиксированном уровне, или уровень (стандарт), с которым другие величины должны быть сопоставимы при измерениях; объект, обладающий количественными и качественными характеристиками, воспринимаемыми в качестве стандарта или эталона при сравнении. Сопоставительный анализ на основе эталонных количественных и качественных показателей впервые был выполнен в США. В 1972 году исследовательская и консалтинговая организация PIMS установила, что для нахождения эффективного решения необходимо учитывать передовой опыт других организаций, имеющих успех в схожих условиях функционирования. В 1979 году американская компания Xerox приступила к реализации проекта «Бенчмаркинг конкурентоспособности» для анализа затрат и качества собственных товаров по сравнению с аналогичными товарами, произведенными в Японии. Проект имел большой успех, метод бенчмаркинга приобрел известность и вошел в практику сопоставительных исследований.
Бенчмаркинг в академических организациях
Наиболее широко бенчмаркинг используется в сфере бизнеса. Применительно к инновационной деятельности он подразумевает анализ бизнес-процессов, товаров и услуг конкурирующих и лидирующих компаний или предпринимателей с целью выявления характеристик эффективности для разработки собственной инновационной политики и повышения инновационной активности.
Организациями, выполняющими исследования и разработки, осуществляется сопоставительный анализ собственных показателей результативности с показателями ведущих мировых и отечественных научно-образовательных центров, определение разрывов, поиск механизмов их преодоления, выявление и адаптация передового опыта и лучших практик управления научной и научно-технической деятельностью.
В настоящее время бенчмаркинг как формализованный сопоставительный анализ практически не применяется в среде российских научных организаций. Зарубежные академические организации практикуют бенчмаркинговые сопоставления начиная c 90-х гг. Часть таких исследований опубликованы как научные работы, что позволяет использовать зарубежный опыт. Сопоставления по методологии бенчмаркинга в академической сфере начинались с исследований инфраструктурных компонент организаций, т.е. таких, где ресурсы и результаты имеют "осязаемую" форму, легко поддаются измерению. Любое направление функционирования организаций, для которого можно определить цели, формализовать результаты и оценить затраченные ресурсы, может быть объектом бенчмаркинга. В исследовательской литературе можно найти работы по бенчмаркингу университетских библиотек, университетских бизнес-инкубаторов, психологического климата в коллективе, и т.д.
Зарубежный опыт — Бенчмаркинг функциональных департаментов
В начале 2000-х гг. австрийские ученые провели бенчмаркинговое исследование университетских библиотек. В исследование были включены 118 библиотек в шести странах. Целью было оценить эффективность библиотек, обусловленную управлением, и сравнить ее с эффективностью, обусловленной внешними условиями. Сопоставление было проведено методом Data Envelopment Analysis. Входными переменными в модели было число сотрудников библотеки и размер фонда, выходными - число подписок на периодические издания, объем поступлений в фонд, интенсивность использования литературы и продолжительность (число часов) работы библиотеки в неделю. В результате исследователи построили фронтиры эффективности и выделили формирующие их библиотеки. Одним из выводов стала констатация более высокой эффективности, как менеджериальной, так и институциональной, неевропейских библиотек в сравнении с европейскими. [1].
Впоследствии бенчмаркинг стал использоваться и для сопоставления эффективности работы академических организаций в целом. Это потребовало оценивания результативности организации с помощью адекватных и универсальных индикаторов. В академическом сообществе консенсус относительно таких индикаторов результативности весьма ограничен. По этой причине трудно найти "золотые стандарты" (лучшие практики) бенчмаркинга для академической среды. Однако и в этих условиях сопоставительные исследования могут дать полезные для организаций результаты.
Действующая практика — Международный бенчмаркинг
Одно из немногих бенчмаркинговых исследований российских университетов проведено в 2013-2014 гг. в УрФУ. Исследование проводилось совместно с Thomson Reuters и основывалось на данных о публикационной и патентной активности УрФУ и университетов-бенчмарков а также данных о ресурсах на исследования. В качестве бенчмарков (эталонов для сравнения) были выбраны 3 российских и 5 зарубежных университета. Также в исследование были включены 20 институтов Уральского отделения РАН. Результаты работы были использованы при разработке плана развития исследовательской деятельности в УрФУ.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Возможность проведения сравнительного анализа, в том числе по методологии бенчмаркинга, во многим зависит от инфраструктуры открытых данных по академическим организациям. К крупнейшим базам данных о российских академических организациях относятся:
- база Мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования;
- база Федеральной системы мониторинга научных организаций (ФСМНО);
- Единая государственная информационная система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР).
Виды бенчмаркинга
В зависимости от целей и задач, объектов и субъектов (партнеров) сравнения организацией выбирается тот или иной вид бенчмаркинга.
- При внутреннем бенчмаркинге осуществляется сравнение процессов (продуктов, услуг) внутри организации. В качестве объектов выбираются близкие или похожие процессы (продукты, услуги).
- Конкурентный бенчмаркинг подразумевает сопоставление характеристик и показателей собственной и конкурирующими организациями (по реализуемым товарам, работам, услугам). Недостатком метода является сложность получения требуемой информации.
- Совместный бенчмаркинг предполагает сравнение показателей собственной организациями с характеристиками с организациями других отраслей или с компаниями в рамках единой цепочки создания стоимости. Данная работа проводится достаточно открыто путем посещения соответствующих партнеров по бенчмаркингу и добровольного обмена данными. Организации, участвующие в совместном бенчмаркинге, указывают, какой именно информацией они готовы поделиться и подписывают соответствующие обязательства о неразглашении, дабы не допустить распространения данных сведений. Существует общепринятый кодекс поведения, используемый при совместном бенчмаркинге. Кодекс публикуется Американским центром повышения производительности и качества (American Productivity and Quality Center) и Европейским фондом управления качеством (European Foundation of Quality Management).
- В рамках функционального бенчмаркинга сравниваются процессы собственной организации с аналогичными процессами организаций, работающих в других сферах деятельности.Обобщенный бенчмаркинг является формой эталонного сопоставления, применяемой организациями-лидерами, при которой отбираются любые организации, обладающие теми или иными показателями, лучшими в своем сегменте. Типичной проблемой при проведении бенчмаркинга является асимметричность сравниваемых организаций. Если организация, демонстрирующая низкую эффективность, может использовать опыт конкурента с более высокой продуктивностью, то с кем сравнивать лидеров?
- Обобщенный бенчмаркинг позволяет решить проблему посредством сопоставления с отдельными лучшими практиками более широкого круга партнеров по бенчмаркингу из других сфер.
- При стратегическом бенчмаркинге совмещается процесс бенчмаркинга и элементы стратегического планирования, что позволяет повысить эффективность управления и осуществить имеющие для организации первостепенное значение проекты и мероприятия, управление которыми требует выработки нового стиля руководства и менеджмента, новой модели ведения бизнеса. Партнерами по стратегическому бенчмаркингу являются реальные или потенциальные конкуренты, а также любые организации, признанные лидирующими по тем или иным аспектам управления или моделям ведения бизнеса, представляющим стратегический интерес для руководства организации, осуществляющей бенчмаркинг.
Принципы бенчмаркинга
Использование технологии бенчмаркинга предполагает следование некоторым принципам:
- целевой определенности, означающей строгую привязанность полученных данных к контексту (содержанию) той проблемы, на решение которой нацелено применение бенчмаркинга;
- измеряемости, подразумевающей использование количественных и качественных показателей, характеризующих эффективность и лучшие практики лидеров для успешного внедрения;
- достоверности, обеспечиваемой использованием фактических данных, их контролем, применением экономико-математических методов и исключением интуитивных предположений, заключений и прогнозов.
Барьеры, сдерживающие применение бенчмаркинга российскими исследовательскими организациями
В российских организациях, выполняющих исследования и разработки, бенчмаркинг до сих пор не нашел широкого применения, несмотря на общепризнанную эффективность данного подхода и существование специализированных структур, в частности российского Клуба бенчмаркинга "Деловое совершенство" и Глобальной сети бенчмаркинга, ориентированных на поощрение и облегчение использования управленческой технологии, обмена и адаптации передового опыта в компаниях и организациях. Это обусловлено целым рядом факторов, таких как:
- недостаточность квалифицированных специалистов, способных эффективно выполнить современные технологии бенчмаркинга;
- недооцененность данной технологии руководством организаций;
- трудоемкость бенчмаркинга;
- отсутствие свободного доступа к данным организаций, а также к специфическим характеристикам методов и управленческих механизмов, обеспечивающих лидерские позиции конкурентов, и связанные с этим проблемы выбора партнеров по бенчмаркингу;
- нехватка средств для проведения бенчмаркинга;
- сложности, связанные с разработкой системы оценки эффективности, являющейся базой сравнения;
- высокая степень неопределенности в выявлении достигаемых эффектов от внедрения в практику результатов сопоставительного исследования;
- отсутствие по-настоящему адаптированных к российским условиям и отработанных на практике методик и инструментов осуществления бенчмаркинга.
[1] Reichmann, G., & Sommersguter-Reichmann, M. (2006). University library benchmarking: An international comparison using DEA. International Journal of Production Economics, 100(1), 131-147.