Создание коллегиальных органов стратегического управления

Коллегиальные органы управления научной деятельностью
Барьеры для эффективной работы коллегиальных органов


Работа коллегиальных органов в научных и образовательных организациях позволяет учитывать плюрализм мнений и опыта всех сотрудников, что благоприятно сказывается на эффективности функционирования организации и помогает осуществлять управление в соответствии с актуальными интересами и потребностями всех подразделений и коллективов.

Де факто лишь немногие научные организации в России имеют в чистом виде исключительно иерархическую или исключительно коллегиальную структуру органов управления – доминирующей практикой является сочетание принципов единоначалия и коллегиальности. Более того, данное положение закрепляется на уровне законодательства, согласно п. 2 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 

Наиболее распространенном коллегиальным органом является Ученый совет, который функционирует практически во всех научных и образовательных организациях. Другие формы и в особенности международный консультативный комитет действуют в крайне малом числе организаций.

 

Коллегиальные органы управления научной деятельностью

  • Ученый совет включает руководителя организации (директора института, ректора вуза), а также руководителей ее структурных подразделений, которые привлекаются к деятельности Ученого совета на обязательной основе. Кроме того, в его состав могут входить и другие сотрудники, выбранные по решению председателя, в том числе и приглашенные зарубежные эксперты.

Действующая практика — Ученый совет с представителями разных стран

Но дальше выше всего этого стоит Ученый Совет, который тоже международный. Примерно 50 человек из разных стран. В полной мере коллегиально.

Объединенный институт ядерных исследований

 Полномочия Ученого совета могут существенно варьироваться. В одном случае данный орган принимает решения исключительно рекомендательного характера. В другом совет может иметь расширенные полномочия и выносить решения, обязательные для исполнения, например: выдвижение кандидатур из числа профессорско-преподавательского состава на стажировки в зарубежные вузы и научные организации (Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"), организация или ликвидация структурных подразделений (Тюменский государственный университет) и др. 

  • Научно-технический совет (НТС) – коллегиальный орган, состоящий из председателя, его заместителя, ученого секретаря и других членов, избираемых из числа руководителей структурных подразделений и высококвалифицированных специалистов. Проведенное исследование показало, что в некоторых научных и научно-образовательных организациях НТС по порядку формирования и полномочиям во многом совпадает с Ученым советом. Однако чаще всего НТС обладает более специализированными полномочиями, ограниченными научно-исследовательской деятельностью организации и не затрагивающими административную сферу. Как правило, НТС утверждает перечень направлений научной деятельности организации и занимается вопросами эффективного выполнения этой деятельности. В качестве примера можно рассмотреть положение о НТС в Московском физико-техническом институте. Создание НТС типично также для научно-производственных предприятий, НИИ естественнонаучного и технического профиля. 

Действующая практика — Деятельность НТС

У нас есть НТС, который обсуждает каждое направление, каждый новый путь развития, новое приоритетное направление, но решение принимает руководитель и несет за это ответственность, но на основании коллегиального обсуждения. Потому что я, как руководитель, я не могу иметь полную компетенцию во всех научных направлениях, но я должен понимать интуитивно или в силу своего образования, где это может сработать, а где это может не сработать.

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

  • Международный консультативный комитет действует сегодня в ограниченном числе организаций, среди которых Объединенный институт ядерных исследований– крупная научная организация, объединяющая ряд государств. Комитет полномочных представителей правительств государств-членов Института занимается, в основном, решением масштабных стратегических вопросов: принимает новых членов, определяет перспективы и направления развития Института, утверждает планы его научной деятельности. Кроме того, данный орган может принять к своему рассмотрению и любой другой вопрос, относящийся к деятельности Института. Подробнее о формировании и деятельности Комитета можно узнать в Уставе Института

Наверх

Зарубежный опыт

В колонке журнала Nature описан опыт одного из институтов Университета Неймегена в реализации коллегиального управления с вовлечением всего коллектива (около 600 сотрудников). Отправной точкой было собрание сотрудников для обсуждения перспектив развития. Следующим этапом был опрос сотрудников по электронной почте, приглашающий их поделиться идеями по улучшению работы организации. Предложения были сгруппированы по темам и переданы образованным рабочим группам. Далее, институт учредил должность руководителя по устойчивому развитию (sustainable-science officer), который должен курировать рабочие группы и следить за проведением изменений в жизнь. По оценке автора, учреждение должности sustainable-science officer стало ключевым фактором воплощения многих из предложенных сотрудниками изменений.

Барьеры для эффективной работы коллегиальных органов

  • Ограниченность полномочий коллегиальных органов, а также исключительно рекомендательный характер принимаемых решений, что снижает мотивацию членов данных органов к эффективной работе.
  • Отсутствие управленческого опыта и соответствующих компетенций у сотрудников организации, что может препятствовать принятию взвешенных управленческих решений и снижать эффективного организационного управления.

Наверх